Беларусь занимает достойное место на глобальном рынке продовольствия

На столе — все свое

В стране проходит «Продэкспо-2023» — крупная международная специализированная продовольственная выставка-ярмарка. На тематических стендах представлен широкий ассортимент продукции: от повседневных продуктов питания до изысканных деликатесов. В столице собрались отечественные и зарубежные компании, которые знают рецепты импортозамещения, показывая все самое вкусное, новое, лучшее.

Хинкали и хлеб со сковородки

Самый большой салон на выставке — кондитерский. Когда осматриваешь необычные павильоны, будто переносишься в сказочный мир. Вот русалочка выплывает из морских волн, Иван-царевич мчится на Сером Волке, а торт-корзину с розами из мастики не отличить от живых цветов: каждый лепесток сделан с ювелирной точностью.

Но, конечно, больше всего посетителей на выставке у стендов с дегустациями. Барановичский комбинат хлебопродуктов презентовал мучную смесь для самостоятельного выпекания хлеба. В составе только натуральные ингредиенты, в том числе мука пшеничная цельнозерновая для здорового питания. Никаких искусственных добавок, красителей и ароматизаторов. При этом для приготовления ароматного хлеба не нужна духовка — подойдет обычная сковорода. Ляховчане предлагают попробовать местную новинку, которая идеально сочетается с мясом, — соус песто с базиликом и сыром.

Взрослые и дети с интересом пробовали сливочное мороженое без сахара. Его в лакомстве заменили натуральным подсластителем мальтит, который получают из крахмала. Слуцкое предприятие презентовало традиционное блюдо грузинской кухни с белорусским колоритом. Специалисты разработали восемь видов хинкали — блюдо, родственное русским пельменям, татарским мантам и итальянским равиоли. Здесь особенно заметно, как активно расширяется линейка отечественных товаров.


— Выставка открылась в преддверии Дня работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса. Нашим сельчанам есть чем гордиться, произведенную ими продукцию мы видим на стендах. Беларусь поставляет продукцию в более чем 100 стран мира. Наши продукты узнаваемы и востребованы, — рассказал Владимир Гракун, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия.

По его словам, география экспорта наших товаров расширяется:

— Сейчас две наши делегации находятся в дружественных странах и работают над вопросами поставок белорусского продовольствия. Отмечу, что качество наших продуктов известно во всем мире, это бренд нашей страны. Несмотря на санкции, наша продукция всегда будет востребована.


Россия и другие страны СНГ — основные торговые партнеры Беларуси. По словам Владимира Гракуна, на фоне недружественной политики Запада наша страна продолжает расширять векторы сотрудничества:

— Мы поставляем продукцию в Сербию, Молдову. Прорабатываем сотрудничество со странами Африки. Также начинаем работать с Китаем, и объемы поставляемых туда продуктов постоянно увеличиваются.

Антисанкционное меню

По мнению Галины Лагуновой, заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по экономической политике, успешная реализация государственных программ, вложение средств в модернизацию животноводческих комплексов, развитие и внедрение новых технологий  укрепляют нашу продовольственную безопасность:

— Хотя в той же Европе в последние годы из-за нехватки удобрений и роста цен на топливо и энергоносители сельское хозяйство не в лучшем положении. И многочисленные протесты фермеров — тому подтверждение.


Депутат отмечает, что у нас определены сбалансированные целевые критерии развития национального аграрного производства, внутреннего рынка и потребления, параметры внешнеэкономической деятельности. Уровень производства продукции позволяет не только полностью насытить внутренний рынок, но и сформировать значительный экспортный потенциал.

Так, Беларусь входит в топ-5 стран-экспортеров молочной продукции. За прошедшие десять лет производство молока увеличилось более чем на 25 %. Такие показатели достигнуты за счет модернизации, реконструкции и строительства молочно-товарных ферм.

— Безусловно, сегодня важно повышать конкурентоспособность нашей продукции на традиционных и новых рынках, проводить диверсификацию товарного ассортимента, внедрять инновационные технологии в производство, переработку, хранение, а также развивать маркетинговое продвижение, 
— рассказала Галина Лагунова.

Парламентарий отметила: несмотря на засушливую весну и начало лета, в нынешнем году выращен хороший урожай. По расчетам МАРТ, в межсезонный период в хранилища должно быть заложено около 122 тысяч тонн плодоовощной продукции (картофель, морковь, капуста, свекла, яблоки, лук репчатый).

— Сегодня доля наших продовольственных товаров на полках магазинов составляет более 77 %. Молочная, хлебная, мясная и плодоовощная продукция практически вся отечественного производства. В стране идет модернизация теплиц. Сельхозпредприятия, фермерские хозяйства успешно конкурируют с зарубежными производителями. Сейчас на прилавках представлены различные сорта белорусских яблок по приятным ценам, — отмечает Галина Лагунова.

С пряным колоритом

По традиции на выставке-ярмарке «Продэкспо» проходит фестиваль «Кухни народов мира». Участники из разных стран и регионов проводят презентации, организовывают мастер-классы по приготовлению национальных блюд и напитков, делятся фирменными секретами. Так, посольство Пакистана организовало показ документальных фильмов, мастер-класс по приготовлению блюда бирьяни из баранины, а также увлекательную презентацию местной кухни, охватывающую различные аспекты богатого кулинарного наследия этой страны.


Олег Жидков, председатель концерна «Белгоспищепром»:

— Производство нашего концерна ориентировано на импортозамещение продукции. Каждый год мы устанавливаем своим предприятиям задачи по наращиванию объемов для данного направления, тем самым снижая валютную нагрузку на экономику нашей страны и насыщая полки белорусских магазинов качественными продуктами. За девять месяцев этого года концерн произвел импортозамещающей продукции на сумму 425 миллионов долларов. Основная часть легла на наши кондитерские предприятия и предприятия консервной отрасли, в частности те, которые занимаются выпуском плодоовощных консервов, в том числе для детей раннего возраста и для школьного питания.

Около 65 % выпускаемого ассортимента наших предприятий остаются в Беларуси, все остальное поставляем на экспорт. Так, по сахару концерн обеспечивает белорусский рынок на 99,9 %, так же и по соли. По кондитерским изделиям мы вышли на показатель более 70 %.


hilkok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter