На перепутье эпох

Вышел роман Анатолия Резановича «Полынь-вода»

В издательстве «Мастацкая лiтаратура» увидел свет остросюжетный роман-хроника журналиста и писателя Анатолия РЕЗАНОВИЧА «Полынь-вода»

Прочитав книгу, очень захотел продолжить и дальше сопереживать героям романа-хроники. Кажется, больше всего на свете хотелось взять в руки вторую книгу, которая уже проанонсирована, чтоб и дальше продвигаться по волнам разворачивающегося сюжета.

 Почему такое большое впечатление произвела книга? Наверное, «Полынь-вода» зацепила во многом потому, что она, кроме всего прочего, и о журналистах, и их труде, увы, как следует из книги, отнюдь не всегда благородном и благодарном. О тех явлениях и процессах, которые автору этих строк пришлось и самому переживать и отражать. Думается, книга о смене эпох, привычного ритма жизни не оставит равнодушными и других ее читателей. И не только земляков-полешуков (в книге представлены яркие типажи и характеры современных последователей «Людей на болоте»).

Анатолием Резановичем в романе-хронике «Полынь-вода» предпринята удачная попытка запечатлеть и осмыслить самые яркие и важные события на перепутье столетий и эпох. Раздавать авансы до того, как в цикловом произведении поставлена последняя точка и оно не нашло завершающего воплощения (автор планирует не ограничиться одной книгой, а продолжить повествование), дело неблагодарное. Тем не менее осмелюсь утверждать: «Полынь-вода» может стать именно тем художественным произведением, которого все мы давно ждем. Хочется надеяться, что в последующих книгах романа- хроники Анатолий Резанович читателей не разочарует. Думается, не случайно Министерство информации Беларуси сделало заказ и на вторую книгу «Полынь-воды».

Благодаря воле и замыслу автора большинство его героев жили и живут именно в Рубеже. В селе с таким аллегорическим названием люди рождаются и влюбляются, радуются и печалятся, но главное, проходят серьезные жизненные испытания. При этом многие, невзирая на сокрушительные удары судьбы, остаются людьми, отстаивают добро и справедливость. Но есть и те, у которых корни гнилые, а души черные. Например, старик Евсей. Он живет с другими убеждениями и целями, так как весь окружающий мир ему заслоняет погоня за богатством, золотом. Ради этого он пускается во все тяжкие. В войну, завладев целым состоянием, Евсей паном ходил. А после войны, отбыв наказание за сотрудничество с фашистами, передвигался, сгорбившись, тихо, осторожно, точно не по земле ступал, а по скользкому льду. И это понятно: груз прегрешений перед людьми, родным краем постоянно давил на Евсея, не давал ему полноценно жить. Вот как рассказывал об этом дед Федор своему внуку — одному из главных героев романа Алексею Жилевскому:

«— Евсей что этот сухостой: корень вроде есть, а жизни нет. Он, я тебе скажу, с детства порченный. Помню, как-то в Рубеже у нас — давно это уже было, до войны — собаки бешеные появились. Стали искать охотников, кто бы их побил. Пообещали хорошо заплатить, но никого не нашли. Вызвался только Евсей. Вместе с бешеными собаками он загубил немало здоровых, которые у своих хозяев не на привязи жили, а так, свободно. Щенят Евсей тоже не жалел.

— Вот гад! — не выдержал Алексей. — Не зря он полицаем был.

— Какой из него полицай?! — старик махнул рукой. — Выгоду искал, вот и в полицию подался.

— Все равно же был в полиции, — возразил Алексей.

— Был. Жизнь его темная, незавидная, как и он сам. Да и боялся Евсей немцев, не хотел умирать…»

Когда Евсей умер, золото и драгоценности, что с военных лет он прятал, забрал дед Федор. С убеждением, что имеет на это полное право.

Дело в том, что его брат Роман, как и многие полешуки при панской Польше, уезжал на заработки, чтобы заработать денег, вернуться и купить побольше земли. Около десяти лет о нем ничего не было слышно. А в тридцать девятом, когда Советы пришли, Роман объявился и рассказал свою историю.

Повезло ему в Америке. Попал к хорошему хозяину, заработал большие деньги. Потом с этим хозяином на двоих они построили фабрику по производству спичек и пороха. Дело шло хорошо. За несколько лет Роман денег накопил столько, что жить ему можно было безбедно до самой смерти, да еще с теми деньгами детям доживать. Но вступил он в Америке в Коммунистическую партию. А в 1939-м американцы эмигрантов-коммунистов депортировали из своей страны. Приехал Роман без семьи — жена и дети не захотели возвращаться. Его сразу арестовали, но потом разобрались, кто он и зачем приехал, что не шпион и не враг. Отправили в Украину поднимать сельское хозяйство. А когда началась война, направили в родные полесские края создать партизанский отряд. Партизанский отряд он не создал. Лишь партизанскую группу с трудом сформировал. Местные жители, его земляки, никому служить не привыкли. Ни своим, ни чужим. Не случайно первого председателя колхоза рубежцы убили. А точнее, закололи вилами. Для самого Романа его партизанская деятельность также закончилась трагически, а золото, которое ему досталось от местных дельцов, перешло к Евсею. Десятилетия спустя, после его смерти, оно попало в руки деда Федора.

Его жена — бабка Вера — случайно обнаружила спрятанное в погребе золото.

«— Значит, — заключила она в беседе с супругом, — ничего нельзя спрятать от людского глаза. Особенно греховное. Написано в Библии: нет ничего тайного, что не стало бы явным. Забыл эту мудрость?.. А на золоте этом кровь… Людская…

— Кровь на всем есть, — помолчав, проговорил дед Федор. — И на золоте, и на земле, и на мозолях. Что из того? Не жить? А золото оно и есть золото. Досталось мне не зря, не за спасибо. Из-за него Роман, мой брат, голову положил. Ты знаешь, кто за его гибель ответит? Евсей? Его уже нет. Так пускай хоть золото, которое он у полицаев, дружков Евсея, забрал, достанется мне. Имею на это право… Землю у нас Советы забрали. Коней, волов в колхоз забрали. Ничего не оставили. Были царские червонцы, и те пришлось отдавать за хлеб, чтобы с голоду не умереть. Теперь вот Лешка вырос и в партию намылился, в Советы. Лешка, кровь моя, к обидчикам моим записываться идет. А я даже не знаю уже, правильно это или не правильно. Разрешил: вступай, мол, в партию, раз надумал. Так кого мне после всего этого прощать?

— Всех и все. Так господь наш, Иисус Христос, завещал.

— При Христе Советов не было, в партию не вступали.

— Люди — грешные души, — смиренно заметила бабка Вера.

— Грешные. Наш род тоже, знаю, грешен. И я не без грехов… Я помру, золото останется…»

Такова простая житейская мудрость и сюжетная завязка романа-хроники «Полынь-вода», в которой, несмотря на исторические параллели, основное место занимают неспокойные восьмидесятые годы прошлого века, зримые проявления разлома социализма и его идеологии. А следом в «Полынь-воде» грядут новые эпохальные события, в воронку которых была вовлечена и наша Беларусь…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter