Проверили точки продажи саженцев и выяснили, как не нарваться на подделку

На осинке не вырастишь апельсинки

Корреспондент «СГ» убедился, что покупать саженцы садовых деревьев и кустарников надо в специализированных питомниках, у проверенных производителей, а не на обочине

Знакомая моей семьи решила высадить на даче несколько плодоносящих деревьев, чтобы в будущем радовать внуков урожаем слив и черешен. Через пару лет результат был. Правда, выросли алыча и вишня. И это еще ничего: листва на кустах малины вскоре после посадки пожухла. Не дождалась опытная дачница ни ягодки, хоть и ухаживала как следует. Как выбрать качественные саженцы и где купить, учитывая, что в сезон места продажи растут как грибы после дождя?

Представитель фермерского хозяйства Александр БЕРДНИКОВИЧ консультирует покупателя.

И фундук скоро будет

В рейд по местам реализации саженцев отправляемся с заместителем начальника Главной государственной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений Татьяной Корниенко и начальником отдела по инспектированию семеноводства госинспекции Андреем Печковским.

Начальник отдела по инспектированию семеноводства госинспекции Андрей Печковский рассказывает, каким должен быть саженец по стандартам.
— По закону, чтобы проверить документы у субъекта семеноводства — юрлица, индивидуального предпринимателя, — получаем предписание на проведение мероприятия технического (технологического, поверочного) характера, — вводит в курс дела Андрей Печковский. — Если не находим нарушений, оформляем соответствующую справку. В противном случае выносится требование (предписание), где указано, что юрлицо или предприниматель нарушает, в какой срок нужно неточность устранить. Можем повторно проверить, чтобы удостовериться, все ли исправлено. Если нет, составляем протокол об административном правонарушении и передаем его в административную комиссию в райисполком. На кону — от предупреждения до 30 базовых величин штрафа.

Приезжаем на торговую площадку РУП «Институт плодоводства», где нас встречает заместитель директора по инновационной работе предприятия Виталий Васеха. Весной здесь продают саженцы начиная с апреля, осенью — с последней декады сентября до первой декады ноября.

— Питомник рядом, оттуда деревца перево­зим и сразу прикапываем на торговой площадке, — объясняет Виталий Васеха. — Ассортимент формируем исходя из спроса. Конечно, особое внимание — устоявшимся сортам, которые хорошо реализуются ежегодно.

В ожидании покупателей стройные ряды разных культур: яблоня, груша, вишня, черешня, слива, алыча, персик. На каждом саженце этикетка с указанием сорта и других необходимых сведений.

— Недавно наши ученые вывели первый сорт персика белорусской селекции, а с этого сезона он включен в Государственный реестр сортов сельскохозяйственных растений, разрешенных для использования и (или) реализации на территории республики. Его активно покупают, — указывает на пучок саженцев, почти ничем не отличающихся от своих «соседей», собеседник. — Пользуются популярностью черешня, абрикос.

С любимчиками садоводов все понятно. А есть ли спрос, который в институте пока не могут удовлетворить?

— Часто спрашивают про фундук, — отмечает Виталий Васеха. — Но это не самая легко размножаемая культура, не удается быстро выйти на значимые объемы. Однако не исключено, что у нас можно будет купить нынешней осенью. 

В сезон на торговой площадке института реализуют около 300 саженцев в день, на выходных больше. Цены вполне демократичные, от 11 до 25 рублей. И, что немаловажно, по сравнению с прошлым годом не изменились.

Рост, толщина и три корня

Переходим к главному — проверке качества саженцев. Как отличить хороший экземпляр от плохого?

— Есть установленные требования, — рассказывает Андрей Печковский. — Например, высота надземной части саженца яблони должна быть не меньше метра от места прививки.

Чтобы не быть голословными, берем случайное деревце и рулеткой измеряем его высоту. Верхушка достигает 1,25 метра — первое испытание пройдено. 

— Также на расстоянии 15 сантиметров от места прививки определяем штангенциркулем толщину стволика, — продолжает эксперт. — У саженцев яблони, в зависимости от возраста и используемого типа подвоя, она должна быть от 9 до 15 миллиметров. 

С помощью нехитрых действий убеждаемся, что и по этому параметру деревце нам подходит. 

— А дальше смотрим, чтобы корней было не меньше трех. 

Не нужно быть математиком, чтобы понять, что в нашем образце их гораздо больше. Они массивные и гибкие: чуть ли не плетем из них узлы, затем отпускаем — возвращаются в привычное положение. И это хорошо: если корень ломается — значит, пересох. С таким саженцем вам не по пути.

Напоследок визуально осматриваем деревце. На нем не должно быть распущенных почек, отслоения коры, надломов и прочих механических повреждений. Наш образец именно такой. Смело можно покупать!

Выбрать хороший саженец и приобрести его — полдела: нужно, чтобы он принялся.

— Желательно, чтобы от момента покупки до посадки прошло как можно меньше времени, — советует Виталий Васеха. — Если такой возможности нет, хотя бы прикопайте. Держать в сухом пакете деревце нельзя, лучше поставить в ведро воды на несколько часов или на ночь. Переносим на огород. Выкопали яму, высадили. Обязательно полейте новосела, даже в дождливую погоду. Это делается не только для увлажнения почвы, но и для того, чтобы она максимально соприкоснулась с корневой системой. На протяжении недели нужно радовать саженец ведром воды раз в день.

Наверное, самый волнующий садоводов вопрос: когда ждать урожай?

— Все косточковые культуры от природы скороплодные, — отвечает Виталий Васеха. — Сигнальные плоды получите на следующий год после посадки. Груши и яблони — примерно на третий год.

244 варианта на выбор

Перемещаемся в фермерский питомник. На широком поле скромный, но вместительный огороженный участок с теми же прикопанными саженцами. Глава КФХ «Сад для вас» Анатолий Бердникович более 20 лет занимается любимым делом и смог превратить его в семейный бизнес: за документацию отвечает жена, консультируют покупателей два взрослых сына.

Сергей Бердникович подрезает для покупателей только что купленные саженцы из питомника плодово-ягодных культур.

— Откуда сорта? — любопытствую.

— Сотрудничаем с Институтом плодоводства, берем там все самое лучшее, — признается Анатолий Иванович. — Обращаем внимание, чтобы сорта были районированные, зимостойкие. У абрикосов и персиков в нашей стране единственный враг — морозы. 

В этом сезоне на продажу питомник готов предоставить около 10 тысяч саженцев. Делают упор как на классику («белый налив», «каштеля», «антоновка»), так и на диковинные сорта и культуры.

Все документы в порядке, проверку на качество саженцы прошли — со стороны госинспекции вопросов нет. Зато у меня есть:

— Как формируете цены? Как удается конкурировать?

— С прошлого года их не поднимали, — отвечает глава КФХ. — Стоимость устанавливаем с оглядкой на институт. Мог бы и повысить, но зачем? А к конкуренции отношусь спокойно: у каждого свой покупатель. Я отвечаю за реализуемую продукцию собственной репутацией, и то, что ко мне за саженцами приезжают сначала родители, потом дети и внуки, о многом говорит.
Конкуренция большая, покупателю есть из чего выбирать: 41 государственный питомник, 203 крестьянских (фермерских) хозяйства и индивидуальных предпринимателя реализуют саженцы.
Что делать, если деревце все-таки не принялось?

— Если купили саженец, приехали домой и увидели, что он не соответствует требованиям, вы вправе вернуть его продавцу. Как правило, фермеры всегда идут на уступки и меняют посадочный материал, потому что дорожат своей репутацией, — комментирует Андрей Печковский. — При покупке можно потребовать оформить свидетельство на семена сельхозрастений. По желанию его выпишут каждому покупателю даже на один саженец.

На прощание Анатолий Бердникович дает совет по посадке:

— Весной, как только лопата может копать землю, нужно выходить на огород. Два дерева, посаженные 1 апреля и 1 мая, визуально одинаковые, но корни у первого будут более развитые.


Прячься кто куда!

На десерт — проверка нелегальной точки реализации саженцев. На знаковом месте у трассы собралось с десяток таких продавцов. Представители госинспекции предупреждают: готовым нужно быть ко всему — оскорблениям, скандалам, даже дракам.

Направляемся к одной из таких точек. Дама, стоявшая за воображаемым прилавком, спешно покидает насиженное место, оставив «товары» на произвол судьбы. Разнообразие сортов, которые указаны на табличках возле саженцев, приятно удивляет. Но можно ли верить картинкам? Без документов этого не узнать. А пока можем обследовать растения на соответствие требованиям. Сразу замечаю, на некоторых саженцах уже зеленеют листочки, а корни упакованы в пластик без почвы или другого влажного субстрата на дне. Не проходят осмотр выбранные экземпляры и по показателям высоты надземной части и толщины стволика.

Завидя, как специалист управляется со штангенциркулем, товарка возвращается, чтобы проследить: авось имущество портят! В ответ инспекторы представляются и просят назвать фамилию, на которую зарегистрирована точка. Диалог выстраивается такой:

— Как ваша фамилия?

— Все на дочку зарегистрировано.

— А у нее какая фамилия?

— Кого?

— Дочки.

— Моей?

— На которую оформлены документы о качестве на реализуемые вами саженцы.

— Не на меня…

Через пару минут в голове пройдохи, видимо, вырисовывается план вранья, и она становится разговорчивее, даже вспоминает имя дочери. Мол, документы у родственницы в машине, а сама она поехала к отцу в больницу.

Стихийная точка реализации саженцев.
— Мы нередко слышим подобные отговорки, — комментирует Татьяна Корниенко. — Важно одно: документы всегда должны присутствовать на месте реализации. Перед покупкой саженца нужно требовать документ о его качестве. У любого продавца, который работает по закону, он есть.
Указываем маме дочери-бизнесвумен на плохое качество саженцев. Ответ гениальный:

— Мы только вчера приехали, я ничего не продаю.

Пока разбираемся с ней, остальные продавцы исчезают. Две крупногабаритные тетеньки закрываются в сельском туалете, еще четыре садятся переждать «бурю» в минибусе, другие отправляются на прогулку в лесок. Остаются самые стойкие, вернее, те, кому нечего бояться, — зарегистрированные фермеры. Проверяем их документы и садимся в машину. И из окна наблюдаем, как торговая площадка начинает оживать, продавцы возвращаются на нагретые места.

— Конфисковать ненадлежащий товар не имеем права, вот и приходится бороться с нелегалами таким лояльным способом, — делает вывод Татьяна Корниенко. — Иногда привлекаем правоохранительные органы.


— С какими нарушениями госинспекция сталкивается чаще всего?

— Реализация без документов о качестве, продажа сортов, не включенных в Государственный реестр сортов сельскохозяйственных растений, а также не соответствующих установленным требованиям, — перечисляет Андрей Печковский.

…С алычой и вишней знакомая моей семьи смирилась, а деньги за «мертвые» кусты малины надеялась вернуть. Проезжая мимо места на трассе, где покупала их, поглядывала, не сидит ли мужчинка, который обещал таких урожаев, что банок для варенья не хватит. Но все же сдалась и приобрела новую порцию саженцев у проверенных фермеров. А на днях обрадовала: на кустах, высаженных осенью, появились первые зеленые листочки.

grudnitskiy@sb.by







Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter