На мели

Природная катастрофа в Европе.
Природная катастрофа в Европе. Чехия, Словакия... Уровень воды в реках Германии поднялся в иных районах на 9 метров. Последствия катастрофы разорительны.

В Мозыре, что стоит на Припяти, тоже катастрофа! Она, конечно, не сравнима по масштабам с европейским потопом и по характеру полная противоположность - уровень воды в Припяти упал на 3 метра. Старожилы говорят: нечто подобное было лет 10 назад. Для непосвященного - это просто жаркое лето. Для речников - катастрофа, крушение надежд, планов навигации...

В 1997 году в республике была разработана и принята программа развития речных и морских перевозок до 2010 года. Она предполагала вдохнуть жизнь в речной транспорт - один из самых дешевых и выгодных для экономики страны.

Мозырский речной порт привлекал к себе особое внимание. Через него было наиболее выгодно осуществлять экспортные перевозки грузов в Украину, а дальше, через Черное море, Дунай - в Европу. Это касалось экспортных грузов Беларуси. И прежде всего калийных удобрений, пользующихся высоким спросом за рубежом.

Правда, чтобы соль "одним движением" перегружалась из вагонов-минераловозов на суда, нужно было в Мозырском порту построить перегрузочный комплекс. Удовольствие это дорогое. Но речники нашли средства. И совместно с компанией "Гринтур" перегрузочный комплекс был построен.

В этом году, пройдя через немалые сложности, завершилось строительство и было спущено на воду судно типа "река - море" с очень символическим именем "Надежда".

Речники сумели убедить шахтеров "Беларуськалия", чтобы те часть потока добытых удобрений направили по речному пути. В 2001 году мозырские речники провели 5 экспериментальных рейсов с удобрениями в черноморский порт Николаев. Результат был убедительный - качественно и экономия на тонне почти 2 у.е.

И вот 2002 год. Он должен был стать поворотным моментом для речного транспорта. Все согласовано, есть суда, готов к работе перегрузочный комплекс, подготовлены кадры.

Первый караван судов из Мозыря отправился в путь в апреле. Благополучно! Загружен второй караван... Однако вернуться в порт приписки - Мозырь - сумели не все суда. Знаменитая "Надежда" в середине июня стала на прикол на Припяти на границе Украины и Беларуси: подняться вверх по реке нет возможности - мелко.

Как планировалось, перевести к августу 50 тысяч тонн удобрений - этот показатель речники так и не "взяли". На "счету" 20 тысяч тонн. Нет, порт не замер. Грузятся суда, но наполовину - тяжелые не пройдут. Все "ждут" воды. А прогнозы пока туманные.

Редакция "СБ" обратилась к директору департамента водного транспорта Минтранса Брониславу Ивановичу Говоровскому с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию

: - Катастрофическим положение я бы не назвал. Скажу так: налицо трудная гидрологическая ситуация. Очень жаркое лето. Мало дождей. Уровень воды в реках упал. Подобные явления случаются очень редко. Однако планы, которые строили речники на эту навигацию как по экспортным, так и внутриреспубликанским перевозкам, были подорваны.

Тем не менее мы не теряем надежды с наименьшими потерями выполнить все взятые обязательства, в частности перед солигорскими шахтерами по перевозке калийных удобрений в черноморский порт Николаев. В этих целях мы отработали целую схему. В Мозыре делается неполная загрузка судов, а вот на "большой воде" производим дополнительную, уже полную загрузку. Правда, такой маневр стоит несколько дороже, чем мы планировали, но обязательства надо выполнять. До конца навигации, по нашим расчетам, плановые 70 тысяч тонн калийных солей будут перевезены.

Это же касается и всех остальных договоров, которые мы заключили с другими поставщиками. И лес, и щебень, и гранитный отсев, и песок - все прибудет по назначению. Что касается планов на будущий год, то мы намерены в 2 раза больше перевезти калийных удобрений, повезем мозырскую поваренную соль в Словению. Увеличатся импортные перевозки. Прорабатываются варианты перевозки украинского угля, зерна, гранулированного шлака для цементно-шиферных заводов. С намеченных маршрутов мы не свернем. Ну а природа в будущем будет к нам благосклоннее, надеюсь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter