На грош пятаков

Готов ли бизнес взвалить на себя груз владения собственностью?

На грош пятаков хотят получить некоторые предприниматели через приватизацию, продолжая ожидать еще больших льгот и снижения цен на реализуемые государством объекты

Ударить по «крепости» рубля грозятся предприниматели в апреле, обещая повысить цены вслед за ростом «минималки». Мол, а к ней же «привязана» арендная плата. Впрочем, значительная прослойка малого и крохотного бизнеса все головные боли беззастенчиво спихивает на кошелек потребителя. Даже не пытаясь работать с издержками. Нынче темой для «плача» стало логичное повышение стоимости аренды. Неприятно, конечно, но не стоит забывать и про интересы собственников зданий: и государственных, и частных. Впрочем, у бизнеса всегда есть выбор: не нравится платить за «съем» чужих площадей — приобрети собственные, и уже в качестве полно­правного владельца можно радоваться растущей прибыли. Но на строительство новых помещений очередь из желающих «малых» предпринимателей не выстраивается: деньги надо вкладывать немалые, да и цены на недвижимость — парадигма непредсказуемая. Вот если бы приватизировать арендованные, да по «нужной» цене… Впрочем, проблема «прописки» почти вечная для бизнеса. О «малой приватизации» и ее не самых грандиозных успехах говорили во время круглого стола в редакции газеты «Рэспублiка». В мероприятии приняли участие заместитель директора Фонда государственного имущества Государст­венного комитета по имуществу Владимир Ковалевский, председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин, заместитель директора Департамента по развитию предпринимательства Министерства экономики Петр Арушиньянц, первый заместитель директора фонда «Минск­облимущество» Светлана Дегтеренко, начальник управления по вопросам использования имущества республиканской собственности Фонда государственного имущества Государственного комитета по имуществу Нина Стецик.

Один из старейших «объединителей» и защитников предпринимательского движения Владимир Карягин был, по обыкновению, импульсивен и эмоционален. «Предприятия должны стать собственниками, — считает он. — Почти 90 % не имеют на балансе недвижимости, превращаются в люмпенов от бизнеса. Отсюда и слабые инвестиционные возможности. Капитал не хочет идти в республику на арендованные помещения. А ведь десятки тысяч небольших фирм могут принести в страну иностранных вложений больше, чем крупные государственные предприятия». Совершенно справедливо Владимир Николаевич отмечал и большое количество в республике неиспользуемых площадей: по его оценкам, около 3 млн. квадратных метров. Сформировалась даже прослойка государственных заводов-паразитов, которые только для видимости занимаются производством, выпускают убыточную, «убитую» продукцию, но держатся на плаву и даже иногда выходят на высокую рентабельность, сдавая свои цеха и другие площади трудягам-предпринимателям. Административные офисные здания в госсобственности Владимир Карягин считает крайне рискованным активом для республики.

«Информационные технологии развиваются, передовые западные компании переходят на использование виртуальных офисов, когда сотрудники фирмы не ходят на службу, а сидят дома за компьютерами и связываются с центральными корпоративными серверами через Интернет, — убедительно приводил мировой опыт Владимир Николаевич. — В Европейском банке трудится 10 тысяч сотрудников, из них только 1,5 тысячи работают в офисе». Он предрекает кризис деловой недвижимости одновременно со всплеском современных коммуникационных технологий. Вывод яркого представителя отечественного предпринимательского общественного движения: государство должно передать свои площади в частные руки. И уж тогда белорусский бизнес готов поднять отечественную экономику. Правда, не совсем понятно, зачем предпринимателям, которые мчатся на несколько «перегонов» впереди «закоснелой» административной системы, помещения под рабочие кабинеты? Или они не собираются перенимать в своей практике столь ценный и конструктивный опыт европейских финансистов?

В том-то и дело, что доводы Владимира Карягина звучат очень актуально и конструктивно, ибо немалая доля правды в его оценке ситуации присутствует.

— Вопрос механизма перехода собственности к предпринимателям пока открыт, — утверждает заместитель директора Департамента по развитию предпринимательства Петр Арушиньянц. — Речь не идет о безвозмездной передаче имущества: такой подход провоцирует иждивенческие настроения. Но передавать госсобственность в частные руки необходимо, одновременно предлагая условия, чтобы бизнесмены могли создавать новые предприятия и производства. Одно направление — продажа неэффективного имущества, второе — долгосрочная аренда зданий, которые потом передаются в собственность предпринимателей, третье — создание новых объектов для развития бизнеса. По каждому направлению поставлены задачи, они решаются. Необходимы радикальные действия: некоторое государственное имущество ветшает быстрее, чем появляются решения о его передаче новым собственникам. Вопрос механизма приватизации таких объектов поставлен ребром в Национальной платформе развития бизнеса. Есть соответствующие поручения правительства, прорабатываются возможные пути решения этой проблемы. Эта работа ведется.

Но готовы ли предприниматели взвалить на себя груз владения собственностью? Нынче вся проблема укладывается в одну бухгалтерскую проводку — оплату арендной платы. А собственное здание необходимо содержать в порядке, ремонтировать, обеспечивать его безопасность… И на каких условиях бизнес готов приобрести государственные площади? Ведь их и сегодня немало выставляется на аукционы, конкурсы, некоторые объекты даже реализуются за одну базовую величину. В республике действует нормативно-правовая база, которая позволяет арендаторам выкупать помещения в собственность. Словом, прав-то у предпринимателей в этом вопросе хоть отбавляй, но ответный ход бизнес пока не торопится совершать.

— В Беларуси сдается в аренду около 2,1 млн. квадратных метров помещений, находящихся в республиканской собственности, из них более 80 % — частным организациям, — отражает вторую сторону медали Нина Стецик. — По законодательству не может быть продано имущество Главного хозяйственного управления Администрации Президента — около 650 тысяч квадратных метров: они находятся в резерве для обеспечения площадями органов власти, международных и некоторых других организаций. Из оставшихся 1,5 млн. квадратных метров в 2010 году отобрали 450 отдельно стоящих зданий и сооружений и через министерства и ведомства предложили компаниям, которые их арендуют более 5 лет, выкупить эти объекты. При этом попросили компании представить письменное заключение о своем отношении к этому предложению. И вот результат. Наотрез отказались выкупать здания 134 арендатора — они этот вопрос даже не рассматривают, еще 129 отметили, что арендная плата для них выгоднее, чем инвестирование в приобретение в собственность «крыши над головой», 97 компаний готовы приобрести объекты, но не по рыночной стоимости, как прописано в законодательстве, а по остаточной или за одну базовую величину, и только 87 коммерческих структур дали свое предварительное согласие на выкуп. Но приобрели арендуемые здания только 14 компаний. Получается, что интерес у бизнеса вроде бы и есть, но он не подкреплен реальными действиями. В конце 2011 года Госкомимущество попросило бизнес-союзы предоставить информацию о субъектах хозяйствования, желающих приобрести арендуемые ими объекты. Такое желание выразили только 317 компаний. На их долю приходится около 1 % от общих площадей, сдающихся в аренду.

Сотрудники Государственного комитета по имуществу отмечают: большинство предпринимателей интересует приобретение недвижимости на льготных условиях, причем в столице. В крайнем случае — в областных городах. Как отметила Светлана Дегтеренко, на селе объекты за одну базовую величину не пользуются популярностью. Все рвутся в крупные города. Но в них дешевой недвижимость не бывает. Владимир Ковалевский отмечает, что у предпринимателей есть огромные неиспользованные возможности в малых городах. Каждый неиспользуемый объект стоит на учете в Госкомимуществе, с 2007 года около 15 тысяч таких зданий вовлечено в хозяйственный оборот, из них 4,3 тысячи продано в частную собственность. Эта работа плановая, прозрачная — через аукционы. Если не продается по начальной стоимости, цена объекта поэтапно снижается, иногда до 80 %. Есть сооружения — целые корпуса площадью в несколько тысяч квадратных метров, которые государство готово реализовать за одну базовую величину. Более того, есть возможность получить безвозмездно производственные корпуса под реализацию инвестиционного проекта. «Отличная норма, но слабо востребованная бизнесом, — уточняет Владимир Ковалевский. — Правда, она распространяется на все населенные пункты Беларуси, кроме столицы и областных центров. Но сейчас Госкомимущество вышло с инициативой, чтобы оставить только город Минск».

Эта норма реально действующая. Светлана Дегтеренко сообщила, что в прошлом году в Минской области было таким образом передано в безвозмездное пользование частным компаниям 78 объектов под реализацию 29 инвест­проектов, 12 компаний досрочно выполнили свои обязательства, и недвижимость была передана в их собственность бесплатно. Так чем же недовольны предприниматели? Законодательная база никогда не бывает полностью совершенной, но сегодня она уже обогнала частную инициативу. Парадокс в том, что бизнес-сообщество требует для себя льгот, не только не использовав резерв имеющихся возможностей, но зачастую даже о них не зная. Государственный комитет по имуществу делает немало для информирования населения: публикует информацию в республиканских изданиях, размещает на своем сайте и интернет-ресурсах министерств, ведомств, официальных порталах районных и областных исполнительных комитетов. Проводятся региональные экономические форумы. Но создается впечатление, что «усредненный» социальный портрет белорусского малого бизнеса напоминает известного киногероя Афоню, у которого нет ни телевизора, ни радио, и газет он не выписывает. А «подкалымливает» время от времени, чтобы тут же спустить заработанное.

Даже Владимир Карягин признал: «Неэффективное управление белорусским бизнесом — страшное дело». По его мнению, бизнес умирает из-за неконкурентоспособности, но погибает долго. «Многие нынешние предприниматели — временщики, — утверждает он. — Через пять лет в «живых» останутся в лучшем случае 20 %. Остальным придется уйти: Таможенный союз, Единое экономическое пространство открывают большие возможности, но одновременно и повышают конкуренцию с российскими и казахстанскими компаниями. Отсутствие корпоративной культуры бизнеса — наша большая проблема. Бизнес-ассоциации не всегда способны достучаться до своей целевой аудитории. В бизнес-ассоциации входят только 30 % частных предприятий и около 5 % индивидуальных предпринимателей. Остальные замкнулись, не поддерживают отношений ни с общественными организациями, ни с местной властью и сами же себя устраняют от разумных предложений государства».

«Не хватает обратной связи с бизнесом», — утверждает Владимир Ковалевский. А проще говоря, не всегда понятно, в каком направлении необходимо развивать законодательную базу и правоприменительную практику, чтобы «столкнуть» предпринимателей с мертвой точки, дать дополнительный импульс для развития. Сегодня предприниматели не обделены льготами, но многие ими не пользуются, предпочитая строить «свое дело» по примитивной схеме 90-х: купил, продал, истратил заработанное. «Необходимо, чтобы бизнес тоже активнее себя проявлял», — соглашается Светлана Дегтеренко.

Для развития предпринимательства и активизации процессов «малой приватизации» в стране не хватает соответствующей информационной инфраструктуры. Проблему отметили все участники круглого стола. Владимир Карягин совершенно откровенно жаловался на небольшое количество проблемных, дискуссионных и аналитических материалов по экономической тематике. Государственные СМИ уделяют внимание этой проблематике, но хотелось бы ее расширения и углубления. С лидером предпринимателей нельзя не согласиться. Но бизнес-союзам тоже не стоит забывать: качественное по наполнению, авторитетное, с проникновением в читательскую аудиторию издание — очень дорогой проект. Инвестиции измеряются миллионами долларов. И в большинстве государств, в том числе в России и Казахстане, такие информационные проекты финансируются в том числе и с активным участием бизнеса через деловые сообщества. А отечественные предприниматели пока не склонны «корпоративно» вкладывать средства в формирование информационных площадок для обсуждения насущных экономических проблем. Но момент для этого наступил. Круглый стол ярко показал: органы государственного управления немало делают для развития предпринимательства. Сложилась в стране и прослойка образованных и ответственных бизнесменов, готовых реализовывать серьезные проекты. Но вот механизма «объединения желаний» пока не найдено. Поэтому немало благих намерений тонет в многоголосье бизнес-«иждивенцев», готовых работать только в льготных условиях и десятилетиями «замораживаясь» на уровне «челноков».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter