На гитарный лад

К оценкам вроде «звезда инструментальной музыки» или «лучший молодой гитарист» Владимир Майсюк...


К оценкам вроде «звезда инструментальной музыки» или «лучший молодой гитарист» Владимир Майсюк относится с недоверием, считая, что соревнования в творчестве неуместны. Тридцатишестилетний музыкант с ходу заявляет: высокая техника игры вовсе не дает права называться мэтром и уж тем более не является гарантией концентрации публики на гитарных мотивах.

Родившийся в небольшом местечке под Барановичами, простой деревенский паренек, одержимый идеей во что бы то ни стало познакомить слушателя со своим творчеством, Владимир Майсюк вырос в самодостаточного музыканта, которому удалось найти собственный незаурядный стиль исполнения. Гитара для него — не просто издающий звуки музыкальный инструмент. Это некая живая материя, позволяющая выражать чувства наиболее ярко и образно. К записи первого диска Владимир шел 15 лет. И вот результат — презентация альбома Fretwalk («Прогулка по ладам») назначена в Минске на 1 августа.

— «Прогулка» — это то, что скопилось в моей голове за долгие годы работы. Каждая из песен хранит свою историю и дарит мне счастливые дурманящие воспоминания. Чаще радостные, но иногда с легкой грустинкой. Например, композиция Colombiana посвящена знакомой девушке из Колумбии. Песню «Дождливый лес» я написал в родной деревне у родителей. Для меня она — собрание воспоминаний детства: природы, запахов, звуков. Я не работаю с вокалистами — лишь в одном из произведений слышен едва уловимый инди–вокал.

— Гитарная школа Беларуси — существует ли такое явление?

— Не могу сказать, что таких школ у нас нет, но проблема в том, что они не самостоятельны по своей сути и постоянно находятся под влиянием других традиций. Мы ориентируемся в первую очередь на Америку и Великобританию. Своей линии у нас, к сожалению, пока не выработалось. Но это объяснимо: повального гитарного бума у нас в отличие, например, от Штатов никогда не наблюдалось.

— Говорит ли это о том, что гитарная музыка у нас не востребована?

— Массового спроса нет. Она не конкурент Леди Гаге и Бейонсе, поэтому претендовать на лавры поп–музыки гитара не может — это глупо и смешно. Но у нас есть своя ниша в музыкальном мире, а также немалое число поклонников. Возьмите, например, Стива Вая. Он собирает многотысячные залы и имеет свою постоянную целевую аудиторию. При этом инструментальная музыка специфична, ее не крутят целыми днями по радио. Да что там днями! Ее в принципе невозможно услышать на радиостанциях.

— То есть ее удел все тот же: маленькие полуподвальные клубы и бары?

— А нам и незачем собирать Дворец Республики. Поклонники гитары придут послушать ее и в маленький бар, и в огромный спортивно–развлекательный комплекс. Разница с эстрадой заключается в том, что на наших концертах вы не встретите случайных людей.

— Сможет ли когда–нибудь инструментальная музыка потеснить эстрадную?

— Это и не нужно. Мои композиции — это не те песни, под которые можно готовить яичницу. Они медитативные и предназначены по большей части для размышлений. Под такую музыку нужно сесть и задуматься о чувствах, проблемах, общечеловеческих ценностях. Спросите у людей на улицах, смогут ли они назвать хотя бы одного белорусского гитариста? Даже если кто–нибудь вспомнит, например, ДиДюЛю, то однозначно не сможет напеть ни одной его песни. А спросите про Лепса — мигом затянут про рюмку водки на столе.

— Имена ДиДюЛи или, например, Ирины Игнатюк в Беларуси стали известны лишь после того, как они покорили Москву. Неужели для того чтобы стать известным на родине, сначала нужно завоевать популярность в России?

— Такова специфика шоу–бизнеса. Но Москва — это еще не предел, и ориентироваться только на нее не стоит. Я смотрю гораздо дальше. Считаю, что не обязательно уезжать за тридевять земель, дабы обрести определенную популярность. Прославиться гитаристу можно и в Беларуси.

— Так почему же этого не происходит?

— Пока никто целенаправленно и организованно за это просто не брался. Почему–то люди зачастую недооценивают себя и свои силы. Не верят, что их творчество кому–нибудь нужно.

Кстати

Началом работы белорусской профессиональной гитарной школы считают 1963 год, когда в детской музыкальной школе искусств № 2 Минска был открыт первый в Беларуси класс гитары. Позже такой же класс появился в Минском музыкальном училище, а в 1977 году — в Белорусской государственной консерватории, где инструмент был причислен к кафедре струнных народных инструментов. У истоков белорусской гитарной музыки стоял Н.П.Кошелев (1940 — 2000), возглавивший вскоре после открытия класс гитары в музыкальном училище. В 1983 году по его же инициативе был открыт Минский клуб гитаристов.

Кроме академии музыки, гитаристов выпускает Белорусский государственный университет культуры и искусств, а с 2002 года класс гитары официально открыт на музыкально–педагогическом факультете Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка.

Справка «СБ»

Владимир Майсюк — музыкант, гитарист. Ро
дился в 1976 году в Барановичском районе Брестской области. В 1995 году окончил Барановичское государственное музыкальное училище по классу классической гитары. С 1995 по 1999 г. — студент факультета искусств Института современных знаний им. Широкова. Больше 10 лет играет в международных проектах — Cinderella Rockefella (Канада), In–Tune (Австралия — Новая Зеландия — Колумбия).

Самый титулованный белорусский гитарист на международном уровне. В 2010–м вошел в топ–100 конкурсантов всемирного конкурса Guitar Idol. В том же году занял 1–е место на конкурсе Fusion Funk Guitar.

Советская Белоруссия №140 (24277).Среда, 31 июля 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter