На экскурсию... в космос

Проект российского многоразового космического корабля «Cosmopolis-ХХI», или сокращенно «С-XXI», макет которого в марте 2002 года был продемонстрирован на Экспериментальном машиностроительном заводе имени В.М.Мясищева, вопреки слухам вовсе не «заморожен», а успешно развивается.

Проект российского многоразового космического корабля «Cosmopolis-ХХI», или сокращенно «С-XXI», макет которого в марте 2002 года был продемонстрирован на Экспериментальном машиностроительном заводе имени В.М.Мясищева, вопреки слухам вовсе не «заморожен», а успешно развивается. Об этом сообщили конструкторы ракетоплана, предназначенного для проведения суборбитальных прогулок любителей острых ощущений, медицинских экспериментов, мониторинга земной поверхности и исследований в области аэродинамики.

И хотя конкурирующий американский проект, на первый взгляд, продвигается более успешно, у разработки ученых Института космических исследований Российской академии наук, Конструкторского бюро имени В.М.Мясищева и ЗАО «Суборбитальная корпорация», как считают россияне, перспектив больше. Ведь в авиационно-космическую систему в качестве «извозчика» ракетоплана входит проверенный в эксплуатации высотный самолет М-55 «Геофизика», а макет самого «С-ХХI» — это не просто некий образ «из головы», а детально проработанная в длительных аэродинамических, баллистических и прочих расчетах конструкция.

В пользу россиян говорит и участие коллектива в создании знаменитого «Бурана», откуда в новый корабль перекочевали многие технические решения. Используется на ракетоплане в том числе и теплозащита советского «челнока», в разработке и испытаниях которой, к слову, активно были заняты ученые Белорусского государственного университета и Института тепло- и массообмена Национальной академии наук Беларуси.

Поскольку основная масса космических туристов ожидается из США, то россияне благоразумно взяли в компаньоны в качестве организатора туров американскую фирму «Space Adventure». Она уже провела полноценный маркетинг рынка и выяснила, что 100 тысяч долларов, а именно столько будет стоить внеземное приключение, готовы выложить 86 процентов опрошенных американцев. Стало быть, долго зазывать на космическую экскурсию никого не придется. Более того, свыше сотни человек уже перевели требуемую сумму на соответствующий банковский депозит, деньги с которого по условиям договора компания, правда, не имеет права тратить на разработку или строительство аппарата, но может использовать для привлечения инвестиций.

Некоторым полет в космос достанется, условно говоря, и вовсе бесплатно, так как одна из американских авиакомпаний заключила контракт с «Суборбитальной корпорацией», согласно которому пассажир, налетавший на самолетах этого авиаперевозчика 10 миллионов миль, то есть 16 миллионов километров, гарантированно получает место в российском ракетоплане.

Коммерческий проект только на разработку и испытания техники потребует 10 миллионов долларов, а на постройку космической эскадрильи из 6 –7 аппаратов – еще 60 миллионов. Окупиться он должен уже через 1,5—2 года полноценной эксплуатации. То есть в том случае, если летать ракетопланы будут несколько раз в неделю.

Схема полета выглядит так: аппарат с пилотом и двумя туристами на борту взлетает на спине самолета М-55 «Геофизика» и поднимается на высоту 17 километров. Там ракетоплан отделяется и, используя собственный маршевый двигатель, поднимается до 101-го километра, что считается нижней границей космоса. Поскольку скорость его будет составлять 1450 метров в секунду, а для выхода на орбиту требуется двигаться почти в 5,4 раза быстрее, то «путь к звездам» на этом заканчивается. Капсула, для уменьшения веса отстрелившая к тому моменту двигатель, начинает при помощи газодинамических органов управления, а затем и выдвигающихся аэродинамических экранов планировать к Земле.

Садиться «С-ХХI» должен по-самолетному, на шасси, на ту же полосу, откуда взлетел. Если по каким-то причинам сделать это будет невозможно, предусмотрен вариант приземления капсулы с помощью управляемого парашюта-крыла. В экстренном случае все, кто находится на борту, могут катапультироваться. Причем если пилотское кресло выстреливается через люк в верхней части фюзеляжа, то пассажиры получат еще более острые ощущения. У них над головой взорвется пирошнур, который буквально снесет крышу салона, и лишь после этого сработают катапульты. Впрочем, авторы проекта надеются, что до такого экстрима дело все же не дойдет.

Катапультирование – это из области запредельного. Но и без него туристы испытают почти те же ощущения, в том числе и по перегрузкам при старте, что и профессиональные космонавты. И картину из космоса увидят незабываемую, благо в верхней точке баллистического полета аппарат сделает еще и эффектную «бочку» для полного обзора.

Разумеется, час в воздухе, всего 3—5 минут собственно в космосе, из которых на невесомость остается секунд 25, — это не недельная экспедиция первого космического туриста Денниса Тито. Но ведь и 20 миллионов долларов, потраченных им на космическое приключение, с сотней тысяч тоже не сравнить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter