На досаафовском фронте без перемен

В 2008 году ДОСААФ отдал в госбюджет 15,5 млрд рублей налогов

Что тормозит развитие его структур

В советские годы ДОСААФ Беларуси был одним из лучших в нашей огромной стране. В новейшей истории общество постепенно сдало позиции. Переломным стал 2003 год, когда Указом Президента Республики Беларусь ДОСААФ был преобразован в республиканское государственно-общественное объединение. Бюджетная поддержка позволила стабилизировать положение дел. Но достаточно ли этого для выполнения ответственных задач, которые по-прежнему стоят перед ним? На этот и другие вопросы корреспондента «Р» отвечает председатель Центрального совета ДОСААФ генерал-майор Анатолий СТЕПУК (на снимке), возглавляющий его с середины 2007 года.

— Анатолий Яковлевич, каким потенциалом сегодня обладает ваша организация?

— В ее состав входят 6 областных, 88 районных и городских структур. В нашем ведении 26 автошкол, 5 аэроклубов, 5 специализированных детско-юношеских спортивно-технических школ, 3 спортивно-технических комплекса и центра, 4 стрелковых клуба. ДОСААФ культивирует 20 технических, авиационных и военно-прикладных видов спорта, которыми увлекаются более 18 тысяч человек. В подразделениях общества трудятся около 2700 штатных сотрудников, а в целом численность его членов свыше 90 тысяч человек. Располагаем также разнообразной учебно-материальной базой. Основу ее составляют спортсооружения и авто-, мото- и авиатехника.

— Однако не секрет, что в минувшие годы часть материально-технической базы ДОСААФа была безвозвратно утеряна, прежде всего в районах…

— Действительно, в силу разных причин, в том числе и из-за острого недостатка финансов, до 2003 года было разбазарено немало недвижимости. Часть ее удалось вернуть на баланс, большая же осталась в чужой собственности. Так, в Мядельском районе здание общества было передано в частные руки. В нашем распоряжении остался всего один класс и небольшой участок территории. С помощью председателя райисполкома Александра Даниленко структуру ДОСААФ возродили. Ей будет предоставлено помещение в центре Мяделя. А в бывшем здании теперь хранится винно-водочная продукция и продовольствие… Аналогичные неприглядные истории, увы, случались и в столице. На улице Игнатенко сооружения спортшколы, учебного центра и областного совета выкупило банковское учреждение. Сейчас боремся за возвращение хотя бы подвального помещения, чтобы оборудовать в нем лабораторию для секции автомоделистов. Эти безобразия творились и потому, что в минувшие годы была запущена бухгалтерская отчетность и ослаблен контроль над деятельностью подведомственных организаций. В итоге потеряны немалые средства: некоторые здания реализовывались не по реальной стоимости, часть площадей сдавалась в аренду по заниженным ценам. Один только Республиканский спортивно-технический центр недосчитывался из-за этого в год около 70 миллионов рублей. Теперь у нас строго поставлена финансово-хозяйственная отчетность. Как следствие, изысканы дополнительные средства на развитие. Только за последние два года приобретено около 300 новых учебных автомобилей, переоборудовано 120 классов автошкол, реконструировано 40 зданий, восстановлены и построены десятки автодромов и площадок. Удалось наладить сотрудничество с главами многих районных и областных исполкомов. Это, несомненно, пошло на пользу, ведь все мы делаем одно государственное дело, сообща укрепляем обороноспособность и безопасность страны. При содействии местных властей фактически были реанимированы наши организации в Щучине, Сморгони, Мостах и иных населенных пунктах.

— ДОСААФом была принята весьма амбициозная комплексная программа развития авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта на 2008—2013 годы, которая потребует приложения приличных усилий и средств...

— Если трудовой запал у наших специалистов-энтузиастов еще не иссяк, то вот со второй составляющей уже, действительно, наблюдаются определенные сложности. И пока они ставят под сомнение реализацию этого документа. Так, если в минувшем году на нужды спортшкол, национальных сборных и совершенствование их материально-технической базы из госбюджета было выделено 8,1 миллиарда рублей, то в нынешнем эта сумма уже уменьшилась до 7,1 миллиарда. Мы намерены восстановить во всех районных структурах хотя бы по три самые массовые и популярные секции: мотоциклетную, картинговую и стрелковую. Для этого, как минимум, нужна техника, и желательно новая. Но приобрести ее не за что, да и затруднительно. Те же спортивные мотоциклы минский мотовелозавод не производит, а зарубежные очень дорогие. Изыскиваем собственные резервы, просим помощи спонсоров для приобретения японских моделей, без которых немыслимо участие титулованных мотоболистов, а также лучших гонщиков в международных турнирах. К слову, растаможка каждого из «кавасаки» или «судзуки» обходится обществу в полтора раза дороже, чем физическим лицам! И почему-то для ДОСААФа здесь нет никаких преференций. В то же время при ввозе автомобилей действуют единые пошлины для юридических и физических лиц. Сегодня мы также не можем приобрести и спортивные автомобили. Переоборудуем добитые «восьмерки», УАЗы, списываем учебное старье на запчасти. А ведь только в автомобильной федерации Беларуси культивируется восемь соревновательных видов. И все это при том, что именно наши секции по техническим дисциплинам задают по-настоящему хорошую погоду на местах. К примеру, в Лепеле на праздновании 570-летия города в центре внимания были выступления воспитанников общества, в чем, кстати, немалая заслуга и председателя Лепельского райисполкома Петра Шикшняна, оказывающего нам постоянную поддержку. А 4 июля на летном поле Центрального аэроклуба было устроено грандиозное авиационно-спортивное торжество по случаю 65-летия освобождения Беларуси, собравшее более 50 тысяч зрителей.

— Несложно догадаться, что в более дорогостоящих технических видах спорта перспективы менее оптимистичны…

— Взять, к примеру, самую затратную дисциплину – авиационную. На балансе 5 аэроклубов 137 самолетов, вертолетов и планеров. Но только третья часть из них пригодна сегодня к эксплуатации. У большинства остальных еще есть временной и технический ресурс. Но все они нуждаются в капремонте, на что необходимы большие средства. Вот тут-то и начинаются заморочки. Только на одном из 3 белорусских авиаремонтных заводов можно восстановить нашу технику, да и то с оговорками. Вот и вынуждены мы искать варианты в России – в Екатеринбурге и Подмосковье. И тоже с изрядными головоломками и приключениями. А теперь прорабатываем варианты ремонта вертолетов Ми-2 и в Польше. Да, он обходится дороже на 100 миллионов, но и ресурс налета там дается 1200 часов против 770 в России. В общем, приходится выгадывать, считать каждый рубль. Отмечу также, что для поддержания дееспособности аэродромов мы обязаны ежегодно приобретать по 50 парашютов и каждые 3 года хотя бы один самолет или вертолет. Увы, с 1988 года не было куплено ни одного летательного аппарата. Головная боль сегодня и переселение части Центрального аэроклуба и спортшколы по автомотоспорту, на месте которых в Боровой городскими властями запланировано строительство жилого микрорайона. Сменить дислокацию должны летное поле, технические помещения для подготовки полетов, а также четыре трассы, в том числе одна асфальтовая, на которых тренируются и соревнуются сотни наших питомцев. Лучший вариант – территория в районе деревни Липки, за кольцевой дорогой. Но пока вопрос остается в подвешенном состоянии. Есть и альтернативное предложение: место под Логойском. Однако это неприемлемо по причине удаленности, что резко сократит количество занимающихся во всех секциях.

— А вот в автошколах положение дел после либерализации условий их работы заметно улучшилось!

— Это позволило нам нормализовать вопросы по материально-технической базе автошкол и районных структур ДОСААФ, которые также занимаются этим видом деятельности. Улучшились условия труда специалистов и качество обучения курсантов. Однако сам процесс подготовки водителей нуждается в дальнейшем совершенствовании. В этой сфере ДОСААФ занимает ведущие позиции в стране. Достаточно сказать, что ежегодно мы готовим более 50 тысяч водителей, или около 40 процентов, в том числе 2 тысячи для Вооруженных сил и других силовых формирований. Однако и тут не все так однозначно. Число желающих получить водительские права по известным причинам уменьшилось. Хотя планка стоимости курса обучения в ДОСААФ сегодня самая низкая в Беларуси и колеблется от 700—800 тысяч рублей в регионах до 1 миллиона 100 тысяч в столице. И мы вынуждены искать новые точки приложения сил. Так, в стране есть ощутимая потребность в обучении водителей грузовых автомобилей и автобусов. Наш небольшой парк этой техники уже давно морально и физически устарел. И мы надеемся на содействие руководства МАЗа по реализации автобусов и грузовиков хотя бы в полугодовой лизинг. В данном направлении уже начали развивать новые виды услуг – открываем станции техоб­служивания, проводим шиномонтаж, мойку и т.д. Однако до сих пор для нас остается проблемным выделение Мингорисполкомом земельных участков под строительство автодромов. Это же касается и выделения участков под учебные площади для наших спортшкол.

— Реалии ХХI столетия, века новейших технологий, требуют и иных подходов в подготовке граждан к военной службе, переоснащения структур общества. Один из выходов из создавшегося положения, по-моему, в дальнейшем расширении сфер их деятельности...

— Чем мы неустанно и занимаемся в последние годы. Кроме вышеназванных услуг, заключаем договоры с нефтяниками и газовиками по инспектированию их трубопроводов. Патрулируем магистрали с ГАИ, готовим связистов и будущих военных летчиков, проводим обзорные полеты, организуем прыжки с парашютом и многое другое. Несмотря на сложный для страны и всего мира экономический год, ДОСААФ по его итогам справится со всеми запланированными основными показателями хоздеятельности. Но всего этого, увы, явно недостаточно для поступательного движения общества вперед. А ведь только по итогам прошлого года мы отдали в госбюджет 15,5 миллиарда рублей налогов. Почему бы ДОСААФ не освободить от уплаты хотя бы части этой суммы, которую можно будет направить на его насущные нужды. Необходимо увеличение господдержки технических и авиационных видов спорта. Не следует забывать и то, что ДОСААФ проводит просто титаническую работу по патриотическому воспитанию граждан страны, ежегодно организует свыше 100 республиканских и международных турниров и множество разнообразных по тематике мероприятий. Но если на идеологическом фронте благодаря высочайшему профессионализму сотрудников задачи решаются без проблем, то вот в практической плоскости деятельности организации их еще предостаточно.

Фото: Вадим КАРЕЛИН

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter