Мысль, обгоняющая экономику…

Частный бизнес способен придать ускорение инновационному развитию Беларуси

Частный бизнес способен придать ускорение инновационному развитию Беларуси

Проблема модернизации и инновационного развития высокотехнологичного сектора экономики Беларуси активно обсуждается на различных уровнях. В этом контексте целесообразно остановиться на роли частного бизнеса и конкретно тех сферах и направлениях деятельности, которые могли бы стать предметом частно-государственного партнерства. В развитых странах он достигает 2,5—3,0 % и более. Принято считать: для нормального развития научно-технического потенциала отношение затрат на проведение научных исследований и разработок к валовому внутреннему продукту должно быть выше 1%, иначе этот показатель оценивается как критический. К сожалению, такая ситуация наблюдается в Беларуси с начала 90-х годов, и до сих пор эта тенденция сохраняется… Лишь в 2009 году доля расходов на исследования и разработки в ВВП Беларуси достигла 1 %, до этого же колебалась в диапазоне 0,6—0,9 %. Согласно Глобальному рейтингу стран по показателям их инновационного развития, в 2008 году Беларусь находилась на 69-м месте, уступая Казахстану (68-е), России (61-е), Украине (51-е).

Отечественная ИТ-индустрия – ядро высокотехнологичного сектора Беларуси, — сконцентрированная преимущественно в Парке высоких технологий (ПВТ), представлена в абсолютном своем большинстве частными компаниями, работающими на экспорт и способными обеспечить производство и реализацию конкурентоспособной на мировом рынке продукции. У белорусского бизнеса уже есть опыт создания высокотехнологичных компаний, и именно предприниматели выступают теперь лидерами в распространении технологий 5-го техноуклада в Беларуси. Государство сполна использовало потенциал частного бизнеса в ИТ-сфере, создало ПВТ. Это живой пример успешного частно-государственного партнерства в нашей стране. Вместе с тем отечественная ИТ-индустрия создана не на пустом месте: в СССР Минск являлся одним из 5 математических центров, а Минский радиотехнический институт (ныне БГУИР) входил в число ведущих вузов страны по подготовке специалистов в области информатики и вычислительной техники.

Однако на фоне положительного опыта частно-государственного партнерства в ИТ-индустрии в других отраслях подобных примеров крайне мало. Почему так? Ответ прост: отечественный бизнес работает в традиционных отраслях экономики, используя технологии 3—4-го техноукладов, и за редким исключением не имеет необходимых компетенций для реализации высокотехнологичных проектов, требующих как владения методологией проектного менеджмента, так и организации внедрения наукоемких технологий в производство. Самое печальное, что таким специальностям в республике не учат! Более того, даже задача по вовлечению частного бизнеса в орбиту инновационно-технологического развития экономики поставлена однобоко. Исполнители Госпрограммы инновационного развития Республики Беларусь — это сплошь предприятия и организации госсектора! Но очевидно, что именно частный бизнес с его мобильностью и гибкостью способен достичь значительных результатов во внедрении в производство технологий 5—6-го техноукладов, в продвижении на рынок готовой продукции, созданной с применением новейших технологий. Наиболее инициативные и социально ответственные предприниматели сами, не ожидая дополнительных указаний сверху, активно стремятся внедрять инновации (не только технологические, но и организационно-управленческие) в практику хозяйствования, предлагая новые формы и методы ведения бизнеса.

Так, в бизнес-сообществе Беларуси получила известность общественная инициатива «Минск-стартапуик-энд» — интерактивный тренинговый марафон по презентации потенциальным инвесторам перспективных бизнес-проектов. Инициируемая и реализуемая четырьмя белорусскими предпринимателями серия таких интерактивных мероприятий привлекла внимание как начинающих предпринимателей, так и инвесторов и экспертов. С декабря 2009-го по апрель 2010 года прошли три таких марафона, осенью этого года планируется проведение четвертого. И эта инновационная бизнес-инициатива, пусть и далеко не сразу, но получила признание и определенную поддержку со стороны Государственного комитета по науке и технологиям.

Безусловно, приведенный пример — лишь первая ласточка, но он показателен: демонстрирует стремление бизнес-сообщества Беларуси участвовать в формировании инновационно-восприимчивой экономики. И подобное стремление следует всемерно приветствовать и поддерживать. Если же говорить о системной работе по развитию частно-государственного партнерства в инновационно-технологической сфере, то целесообразно уже сейчас реализовать комплекс следующих мероприятий.

Ввести в практику регулярное участие представителей национальных объединений предпринимателей и работодателей в работе президиума Национальной академии наук и коллегии ГКНТ при обсуждении вопросов, связанных с формированием и реализацией государственной научно-технологической и инновационной политики. Привлекать в совместные рабочие группы из числа представителей национальных объединений предпринимателей и работодателей и сотрудников республиканских органов государственного управления для обсуждения вопросов формирования концепций и проектов государственных научно-технических программ, в том числе и концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы.

С целью повышения эффективности использования бюджетных средств в процессе организации и выполнения НИОКР и последующей коммерциализации их результатов законодательно закрепить практику использования методологии проектного менеджмента, при этом подбирать исполнителей проектов на конкурсной основе, не допуская дискриминации субъектов частного бизнеса.

Целесообразно в целях форсированного инновационно-технологического развития национальной экономики обеспечить государственную поддержку и содействие идеям частного бизнеса в области новых и высоких технологий, предполагающих участие в их реализации субъектов госсектора. В качестве примера можно изучить опыт работы над проектом «ИТ-страна», который предлагает переобучение в течение пяти ближайших лет порядка 300 тыс. работников из числа экономистов, бухгалтеров, юристов в специалистов для нужд отечественной ИТ-индустрии. В целях содействия коммерциализации результатов НИОКР на внутреннем и внешнем рынке создать под эгидой Совета Министров государственное учреждение — «Национальное агентство по коммерциализации инноваций», сформировать сеть уполномоченных субъектов предпринимательской деятельности (из числа действующих предприятий частного бизнеса), выступающих в качестве демонстрационных площадок для инновационного бизнеса (осуществляющих коммерциализацию результатов НИОКР) в сфере высоких технологий (ИТ-индустрия, нетрадиционная энергетика, наноиндустрия, индустрия биотехнологий).

Чтобы повысить профессиональную компетентность субъектов национальной экономики, в том числе и частного бизнеса, в области инновационного и проектного менеджмента имеет смысл принять и обеспечить реализацию специальной Государственной программы перспективной подготовки кадров для экономики знаний. При этом исполнители программы должны подбираться на конкурсной основе из числа наиболее авторитетных бизнес-школ и отдельных преподавателей Беларуси и стран СНГ. На первом этапе развертывания подготовки кадров целесообразно создание специализированной бизнес-школы по подготовке инновационных менеджеров, с дислокацией ее в Парке высоких технологий, а затем, по мере накопления опыта, развернуть сети учебно-инновационных центров в регионах.

В результате реализации вышеизложенных предложений повысится уровень национальной конкурентоспособности и технологической безопасности страны. Реформы поспособствуют развитию предпринимательской инициативы, подтолкнут бизнес-сообщества к участию в решении общегосударственных задач.

Дмитрий КРУПСКИЙ, руководитель проекта «Виртуальная интеллектуальная биржа коммерческих идей и проектов»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter