«Мышка» без коврика

О проблемах компьютерных клубов
О проблемах компьютерных клубов

Услышала недавно в могилевском троллейбусе разговор двух пацанов. Подростки обсуждали проблему: компьютерный клуб возле дома, где они живут, недавно закрыли и теперь приходится ездить в другой, за три остановки, тратить время и деньги на дорогу. Правда, есть еще один игровой зал, поближе, но дорогой.

...Еще года три назад такие клубы в Могилеве были чуть ли не на каждом углу: большие и маленькие, процветающие и не очень. Сегодня их стало вдвое меньше, а в ближайшее время закроются еще два игровых центра, не выдержавших жестких требований.

Поначалу клубы открывали все желающие, независимо от образования и интеллекта. Бизнес был выгодным: работа заведений особо не контролировалась, а от посетителей отбоя не было. В небольшие залы подростков набивалось, что селедок в бочке, родители постоянно жаловались, что детей невозможно не только усадить за учебники, но и вообще застать дома. К тому же многие ребята постоянно требовали у мам и пап деньги на «стрелялки» и это отражалось на семейном бюджете.

Все это так... Но с другой стороны, любой компьютерный клуб все же лучше, чем подворотня, — это признают и педагоги, и милиционеры. Да и найти заигравшегося пацана родителям проще за клубным «компом», чем у кого–то из многочисленных друзей.

Правда, в иные игровые залы до недавнего времени было страшно зайти: сигаретный дым, пиво, подвыпившие посетители... Городские власти начали наводить порядок. В 2002–м Могилевский горисполком утвердил «Положение о работе компьютерных клубов». В игровых залах строго–настрого запретили не только курение и распитие пива, но и появление «под градусом». Вход для несовершеннолетних был ограничен до 22 часов (раньше многие просиживали ночи напролет). Запретили игры, пропагандирующие насилие, а каждая новая «стрелялка» теперь направляется в Минск на экспертизу.

Более того, владельцев клубов обязали заботиться о здоровье юных посетителей и следить за тем, чтобы каждый из них проводил у монитора от 15 минут до часа в день, не более — в зависимости от возраста.

Количество компьютерных клубов в городе пошло на убыль. Одни были закрыты решением властей как не соблюдавшие требований, другие ликвидировались сами, не выдержав конкуренции. Сказалось и то, что многие семьи, чтобы детвора была под присмотром, купили сыновьям и дочерям компьютеры.

Виктор, могилевский бизнесмен, закрывший свой клуб несколько лет назад, считает, что строгостей ввели слишком много: «Всем почему–то казалось, что мы лопатами деньги гребем. А я иногда, отработав месяц, имел всего 100 долларов прибыли. Рабочие на заводах больше получают. Если посчитать, каждый поймет, что много заработать на этом невозможно: за час посетитель платит от 1.300 до 2.000 рублей, а количество клиентов ограничено числом компьютеров. В магазине очереди стоят, каждый покупатель оставляет значительно больше и то хозяева жалуются на безденежье».

«Головной боли» у «фирмача» было действительно предостаточно. Техника устаревает быстро, игры — тоже. Приходилось все время вкладывать деньги, экономя на всем. Посетители тоже бывают разными: некоторые подростки портили технику и мебель, у Виктора дважды воровали игровые приставки, а украденные диски, коврики для «мыши» исчислялись десятками.

При этом все смотрели на бизнесмена как на бездельника с огромными капиталами, а он никогда не сидел без дела: мотался с утра до вечера по кабинетам чиновников, что–то согласовывал, выяснял, уточнял. Пытался урегулировать конфликты с проблемными клиентами. Чуть ли не каждый день его навещали санитарные, экологические службы, пожарные. Всем что–то не нравилось: то решетки не такие, то освещение неправильное, то снег около входа не расчистил. В общем, нашел для себя коммерсант более спокойный и прибыльный бизнес, ликвидировал клуб, а в проигрыше остались только подростки, у которых он пользовался популярностью. Шестеро коллег, с которыми Виктор поддерживал отношения, тоже давно сменили род деятельности.

В оставшихся клубах клиентов явно поубавилось, хулиганистым пацанам тоже надоели постоянные проверки. А те посетители, которые приходят, стали гораздо требовательнее. О легких деньгах хозяевам игровых залов давно пришлось забыть.

— Работу клубов сегодня контролируют милиция, МЧС, санитарные службы, — рассказала мне заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Могилевского горисполкома Ольга Васильева. — Работать по правилам и при этом не прогореть получается только у самых инициативных и эрудированных бизнесменов. Конечно, мы приветствуем, что дети тянутся к технике, но увлечение не должно сказываться на их здоровье.

Все это так, но из имевшихся когда–то в Могилеве 58 компьютерных клубов осталось всего 25 и, по прогнозам специалистов, вскоре будет еще меньше. А ведь далеко не все родители в состоянии купить своим детям компьютер и потому игровые залы, несомненно, нужны. Может, настало время представителям горисполкома встретиться с владельцами клубов и вместе найти выход из положения?

Могилев.

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter