Мяч привередливый

А не сыграть ли нам в игру? Извините за тавтологию, но как иначе обратишь внимание болельщиков на волейбол, баскетбол, гандбол — на три уважаемых, но пока еще не нашедших дорогу к массовому зрителю вида спорта. Сейчас ситуация выглядит так, будто спортсмены и болельщики существуют в разных мирах...

А не сыграть ли нам в игру? Извините за тавтологию, но как иначе обратишь внимание болельщиков на волейбол, баскетбол, гандбол — на три уважаемых, но пока еще не нашедших дорогу к массовому зрителю вида спорта. Сейчас ситуация выглядит так, будто спортсмены и болельщики существуют в разных мирах. Одни играют, набирают очки, одерживают победы, а другие даже и не знают об этом. Положа руку на сердце, должны признать в этом и толику своей вины. Мало мы популяризировали до последнего времени эти игры, до обидного мало. Придется исправляться. Аккурат и повод созрел: национальные чемпионаты по волейболу, баскетболу и гандболу вступили в решающую фазу. Так что отныне по вторникам читайте в «СБ» материалы рубрики «Игровая зона». Обещаем: будете в курсе!


Чужие здесь не ходят?


В свое время (эх, давненько это было) хотя бы несколько раз в неделю, да выходил с друзьями на волейбольную площадку — тогда считал себя едва ли не фанатом этого вида спорта. А вот в сегодняшнем волейболе я полный профан: не знаю ни одного игрока сборной, понятия не имею, сколько команд играет в высшей лиге, ну а место конкретного клуба в турнирной таблице для меня вообще тайна за семью печатями. Почему мне стало фактически плевать на некогда любимую игру? Так сразу и не скажешь. Однозначно: дело здесь не в лени, не в возрасте и не в чрезвычайной занятости. Просто за делами насущными забываешь о существовании волейбола. А он, родимый, напомнить о себе почему–то не торопится...


В минувшие выходные тряхнул–таки стариной и отправился на матч высшей лиги — встречались два «Металлурга»: жлобинский и могилевский (через дефис «БеЛа»). По идее, об игре этой должен был бы шуметь весь город — все–таки на площадке собирались выяснять отношения команды, в турнирной таблице занимающие первое и второе места. Но... каких–либо объявлений, растяжек, плакатов я в городе не видел — полное рекламное затишье. Так и просидел бы дома, если бы о встрече мне мимоходом не рассказал приятель.


Подходя к спортивному комплексу «Олимпиец», инстинктивно сжал в кармане бумажник — думал, сейчас будет предпринята масса попыток честными способами отнять у меня толику купюр. Мол, мне предложат купить атрибутику команд, нальют стакан чая или кофе (не бесплатно, разумеется) и т.д. и т.п. Ага, размечтался. В фойе за столиком с надписью «Касса» скучали две девушки. И все... Получается, даже появись желание с удовольствием потратить какую–то копейку, возможности для этого все равно не было бы.


Ладно, хоть игрой наслажусь. Но знатоки на трибунах меня просветили: занимающий первую позицию жлобинский «Металлург» настолько оторвался от соперников, что команда спокойно может усесться на площадке в карты–домино поиграть или пивка попить, не обращая внимания на падающие вокруг мячи, — самый сухой проигрыш лидера изменения в турнирную таблицу не внесет. В общем, все — интриги нет и быть не может. Удовольствия соответственно тоже. По идее, не дожидаясь начала игры, можно отправляться домой к привычным дивану да телевизору. Так бы и сделал. Но совершенно случайно узнал т–а–а–кое, что заставило поудобнее усесться на трибуне. Оказывается, сейчас «Металлург–БеЛа» возглавляет именитый российский специалист Виктор Сидельников — под его руководством казанский «Динамо–ТТГ» выиграл не только Кубок России, но и Лигу чемпионов. Сидельников был одним из кандидатов на пост главного тренера мужской национальной сборной Польши. Но вместо Варшавы поехал в Могилев. Тут впору было бы возопить: «Ау, ньюсмейкеры от спорта, почему никто не говорит, что одну из белорусских команд возглавляет человек, входящий в пятерку лучших специалистов Европы?» Впрочем, голосовые связки рвать бесполезно — местную прессу, похоже, волейбол не интересует. По крайней мере, на матче я видел лишь корреспондента городского телеканала. И все. Между тем лишь на личности наставника «Металлурга–БеЛа» команде можно было бы раскрутиться — зрители ходили бы «на тренера», как в театр ходят «на режиссера». И в конечном итоге из игр можно было бы устраивать настоящее шоу, зарабатывая на этом деньги. Но... самой команде, похоже, это не очень–то и нужно.


— Вся беда в том, — разводит руками директор могилевского клуба Владимир Буяков, — что мы играем не в своем, а в арендуемом зале. И все деньги, которые платят зрители, идут СК «Олимпиец». Мы в прошлом году и артистов приглашали, и ди–джей работал во время матчей — было весело. Но все это затраты, которые не окупаются. Порой и до абсурда доходило. Обращались, помню, в БРСМ — просили на самые ответственные игры прислать группы поддержки. Но когда молодые люди приходили в спорткомплекс, то на входе в зал их за рукав ловили контролеры — «деньги давай».


Вот и получается, что сегодня на волейбольные встречи ходят в основном лишь те, кто когда–то занимался этим видом спорта, либо родные, близкие да друзья игроков. По словам Буякова, «чужие» появляются на трибунах очень редко.


Во время игры я ловил себя на мысли, что нет–нет да и цепляюсь глазом за пустые рекламные щиты, расставленные вокруг площадки. На первый взгляд мелочь. На самом же деле — отзвук противостояния между могилевской командой и руководством «Олимпийца». Как рассказал мне генеральный директор ИЗАО «Белатмит» — главного спонсора могилевских волейболистов — Борис Ципорин, эти щиты изготовлены за счет его предприятия. Была идея разместить на них рекламу тех фирм, которые финансово помогают «Металлургу–БеЛа». Но против этого восстали в дирекции спорткомплекса: захотели рекламные места продавать...


— Неинтересно проходит чемпионат Беларуси, — разочаровал меня Виктор Сидельников. — Три команды — наш «Металлург», жлобинский и минский «Строитель» — фактически борются между собой. Все остальные играют как бы для декора — не более. Мне кажется, если бы членов сборной разбросали по нынешним аутсайдерам, это придало бы остроты соревнованиям. Плюс к этому игроков вынудили бы совершенствовать свое мастерство. Нет у вас и своей нормальной школы волейбола: новых игроков для команд выбирать практически неоткуда. Ситуацию для отдельных клубов могли бы спасти легионеры. Но и их пригласить невозможно из–за отсутствия средств.


Все–таки удовольствие от встречи я получил: в достаточно напряженной игре могилевчане вырвали победу у лидера. Вместе с теми, кто собрался на трибунах, кричал «ура». Но одновременно не покидало чувство некой искусственности происходящего — будто взрослые на полном серьезе играли в детские игры. Так я не смог сам себе ответить, когда волейбол — весьма зрелищный вид спорта — станет таким же популярным, как футбол или хоккей.


И еще. Наблюдая за игрой могилевской команды, все никак не мог понять, почему раз за разом игроки допускают досадные промахи. И лишь после матча узнал, что волейболисты уже три месяца не получают зарплату. Слов нет, положенные им деньги они в конечном итоге увидят — завтра или послезавтра. Но семьи–то надо кормить уже сегодня. Мысли об этом, наверное, время от времени и отвлекали ребят от мяча...


Полесские хроники


В женском волейбольном чемпионате страны прошли первые матчи 1/4 финала. Команды, по итогам первого и второго этапов занявшие более низкие места, принимали на своей площадке лидеров. Интриговала, надо признать, лишь одна пара — мозырская «Жемчужина Полесья» и «Минчанка». Зато как интриговала!


Для начала стоит сказать, что в прошлом сезоне мозырянок из–за внезапного изменения системы розыгрыша чемпионата банально не пустили в плей–офф. Теме было посвящено несколько публикаций в газетах, в том числе и в «СБ». Это решение больно ударило по амбициям руководства «Жемчужины», но оно же наверняка и закалило команду. Летом ее возглавил заслуженный тренер Виктор Дубицкий, памятный многим еще с советских времен по работе с минским «Коммунальником». Кстати, что интересно: последнее десятилетие он тренировал мужские команды. Но женщины, кто ж их не любит–то?! Виктор Федорович приехал в Мозырь полный честолюбивых планов, но с ходу, правда, осуществить их не получилось. «Жемчужина Полесья» оказалась неконкурентоспособной в заочной борьбе с «Минчанкой» и не смогла пробиться в квартет сильнейших команд. Так что нынешний плей–офф — хороший шанс поквитаться за старые обиды. 25:17, 25:19, 25:16 — что тут еще комментировать?! Как отметил сам Дубицкий, его команда вышла с таким настроем, что просто не дала сопернику поднять голову. Особо отличились опытные Яна Громыко и Марина Будай, еще в прошлом сезоне блиставшие... Вы правильно подумали — именно в «Минчанке».


«Гранитас» и пустота


В Бресте задумались. Как же так получилось, что сперва литовский «Гранитас» сбил БГК им. Мешкова с бодрого марша в гандбольную Лигу чемпионов, а потом выбросил белый флаг в Балтийской лиге? Дескать — из–за финансовых проблем. Между прочим, компанию «Гранитасу» составил латвийский клуб «Добеле». Теперь и нам нужно поискать рациональное зерно в этой лиге. БГК им. Мешкова и минское «Динамо» уже обеспечили себе место в полуфинале, а столичному СКА путевку туда предстоит завоевать в борьбе с «Риихимяен Кокс» (Финляндия), АСК (Латвия), и «Чоклит Бойз» (Эстония).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter