Мы выбираем, и нас выбирают"

Хочу быть бухгалтером", - твердила психологу Светлане Прудильник юная посетительница выставки "Образование и карьера".
Хочу быть бухгалтером", - твердила психологу Светлане Прудильник юная посетительница выставки "Образование и карьера". Результат 10-минутного компьютерного тестирования оказался неожиданным: "Работа со знаковыми системами противопоказана, вы - типичный гуманитарий". "Как же так?! - растерялась одиннадцатиклассница. - Я же с репетиторами два года занималась..." Денег, конечно, жаль. Но выбор будущей профессии - дело серьезное. Это в первом классе все ясно: мальчики хотят быть летчиками и космонавтами, девочки - врачами да учителями. Чем ближе к выпускному, тем мучительнее вопрос "кем быть?".

По данным различных исследований, около 60 процентов выпускников школ выбирают "не ту" профессию.

Три кита, три главных вопроса, на которых основан выбор профессии, это - хочу? могу? надо? Во всем мире грамотно ответить на них помогают профессионалы. Ведь кроме наших собственных предпочтений, утверждают профконсультанты, следует учитывать объективные обстоятельства - так называемые психофизиологические особенности. Скажем, застенчивого и стеснительного знатока филологии в педвуз примут, но учительствовать по окончании учебы он не сможет: дети, как известно, хотят видеть в наставнике лидера, а не тихоню. Впрочем, выбирая профессию по душе, в такие тонкости мало кто углубляется, по старинке руководствуясь советами родителей и знакомых. Между тем профориентационная служба существует в стране не один год. Но что любопытно: в поле зрения ее специалистов попадает менее шестой части старшеклассников. Более того, профориентаторы и сами признают несостоятельность существующей системы, оценивая свою работу на "троечку с плюсом".

- Лучшей оценки не заслужили, - соглашается директор Республиканского центра профориентации молодежи Валентин Лях. - Однако профориентация на нашем центре не замыкается. Это целая система, ни одно звено которой, по правде говоря, толком не работает. А что мы в одиночку можем, да еще со штатом, техническими возможностями и финансированием, оставшимися со времен, когда центр имел статус городского?! Да, мы могли бы зарабатывать сами, но оказывать платные услуги существующая нормативная база не позволяет.

В свое время планировалось, что профориентационные центры будут созданы в каждой области - за счет местных бюджетов. В одной упряжке с профцентрами должны работать школы, вузы, ссузы, ПТУ, УПК, службы занятости и предприятия. Что в итоге? Профцентров всего три - в Минске, Гродно и Витебске. Количество учебно-производственных комбинатов, на базе которых действуют профконсультационные пункты - первое звено профцентров, за последние 10 лет сократилось чуть ли не наполовину. К слову, в самом РЦПОМ всего 3 психолога-консультанта, и запись к ним уже до середины июня. Согласитесь, поздновато определяться с профессиональным выбором накануне вступительной кампании. Между тем по результатам соцопросов, проведенных центром, треть нынешних выпускников представления не имеет об истинном положении дел с трудоустройством молодежи, столько же не знает, каких специалистов нынче в избытке, и примерно пятая часть не в курсе, в ком нуждается рынок труда. Более 16 процентов одиннадцатиклассников до сих пор не определились, кем быть. Немало тех, кто откровенно признается: не знаю, к чему душа лежит... Личное дело, говорите? Это как посмотреть. Если с точки зрения службы занятости, то, по предварительным оценкам, ее потенциальными клиентами в нынешнем году могут стать 20, а то и 30 тысяч вчерашних школьников.

В конечном итоге во многих регионах профориентационная работа отдана на откуп школам. Однако, в отличие от западных стран, где профессиональные профконсультанты имеются в каждом учебном заведении, у нас вопросами профессионального выбора ведают, как правило, классный руководитель да школьный психолог. Увы, узким специалистам в этой сфере взяться неоткуда - наша система образования таковых попросту не готовит. Правда, сегодня в помощь школьным педагогам предлагается множество профориентационных тестов. Но и тут загвоздка: так называемый информационный пакет на сегодняшний день получили всего 350 школ. Восполнить этот вакуум могли бы выставки - вроде той, которая прошла недавно в Минском дворце детей и молодежи и называлась "Образование и карьера". В ней приняли участие несколько десятков учебных заведений. Любой озабоченный выбором профессии школьник мог получить индивидуальную консультацию, что называется, не отходя от заинтересовавшего его стенда. Такая роскошь пока доступна лишь минчанам и жителям Минской области, хотя в других регионах в подобных акциях нуждаются не меньше (если не больше).

Куда ж пойти учиться, чтоб потом не остаться без работы? Для тех, кто не знаком с конъюнктурой рынка труда, сообщаем: нынче большой спрос на неквалифицированных рабочих, терапевтов, медсестер, руководителей среднего звена, мастеров производственного обучения, рекламных и торговых агентов, менеджеров различных сфер деятельности. В ближайшие два года понадобятся специалисты по созданию и повышению качества продуктов питания, переработке и использованию органических ископаемых, а также управленческие кадры, химики, энергетики, строители. Будут востребованы профессии, связанные с лесным хозяйством, бумажным производством и обслуживающими его подотраслями. К 2010 году появится нужда в специалистах по мониторингу, управлению окружающей средой и регенерации отходов, в медиках разных профилей. В числе трудоизбыточных на сегодняшний день, кроме банковских служащих, секретарей-делопроизводителей, техников-технологов, по-прежнему значатся юристы, экономисты и бухгалтеры. Впрочем, высококлассные специалисты нужны всегда и везде. Главное - таковым стать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter