25 февраля открывается XIII съезд Белорусского союза композиторов. Накануне этого события народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии профессор Михаил ФИНБЕРГ выразил желание высказаться о наболевшем. Ведь музыка - такая же важная сфера жизни, как и все остальные. В ней есть свои проблемы и достижения. Об этом говорит художественный руководитель заслуженного коллектива Государственного оркестра симфонической и эстрадной музыки Республики Беларусь.
- Хочу начать с недавнего впечатления. Читатели, наверное, помнят январскую пургу, когда снежная стена преградила дорогу на выезде из Минска, а мгновенно наступивший гололед не давал сдвинуться с места автомобилям, которые образовали огромные пробки. Вот через эту пургу автобус с музыкантами прорывался по дороге на Заславль. Концерт был назначен на 19 часов. Люди ждали праздника. Небольшой зал был заполнен до отказа. В нем собрались поклонники и ценители камерной музыки. Хочу подчеркнуть - белорусской музыки. Фестиваль "Заславль-2002", организаторами которого стали наш оркестр, Минский облисполком, Заславский горисполком, Министерство культуры Беларуси, проходил в этом небольшом, богатом историей городе второй раз и, без преувеличения, стал событием в культурной жизни. Оркестр тщательно и долго готовился к этому празднику. Фестиваль стал по существу фестивалем премьер. Камерные коллективы, которые сложились внутри "большого" оркестра, подняли целый пласт малоизвестной музыки, что создавалась на нашей земле в прошлые века - Н.Орда, М.Огиньский, братья Ельские и современные композиторы Е.Глебов, В.Иванов, В.Солтан, Н.Чуркин. Последний, увы, полузабыт. Его произведения не исполнялись, по существу, 40 лет. И вот возрождение. Как отметила пресса, фестиваль удался.
А начинался этот праздник музыки из "Муз Нясвiжа", фестиваля, который открыл для слушателя сокровищницу практически неизвестных произведений, найденных в архивах и возрожденных к жизни. Конечно, подобное невозможно было бы осуществить без помощи белорусских ученых. Поэтому несвижский фестиваль опирается на основательный научный фундамент. Сопровождается научно-практической конференцией, в которой принимают участие известные ученые, исследователи исторического и культурного наследия. С годами концепция "Муз Нясвiжа" изменилась. Если первые фестивали были посвящены только старинной музыке XVIII - XIX веков, то теперь широко исполняется музыка современных белорусских композиторов. Так прослеживается связь времен, те истоки, которые питают сегодняшнее творчество. Опыт проведения фестиваля в Несвиже создал условия для рождения заславского фестиваля, а скоро на культурной карте страны появится еще один - в Мстиславле. Его решили посвятить творчеству одного из основателей белорусской советской композиторской школы Н.Чуркина, который начинал свою профессиональную деятельность именно в Мстиславле.
Организаторы фестивалей считают, что наше время требует переноса подобных престижных праздников в малые города, в глубинку, где по определению должна звучать высокая музыка, где люди хотят приобщиться к высокой культуре. Это наше стремление поддержано руководством страны, Министерством культуры.
Государственный оркестр Беларуси, который отметил свой 15-летний юбилей, с первого же сезона так определил свое творческое кредо: белорусская музыка и поэзия - наша основа, та почва, которая питает наши корни не от съезда к съезду, а в постоянной работе с белорусскими авторами и исполнителями, в открытии новых талантливых имен, пропаганде национального музыкального искусства. В этом видим мы свои цели и задачи. Уже с первых шагов мы наладили самые тесные связи с композиторской организацией, с Союзом писателей. 21 творческий вечер белорусских поэтов, композиторов, десятки произведений различных жанров от крупных форм, таких, как симфония Е.Глебова, рок-оперы И.Поливоды, песенные спектакли Э.Зарицкого, творческие вечера Л.Захлевного, И.Лученка, В.Будника, В.Иванова, О.Елисеенкова, В.Серых, О.Чиркуна, Е.Атрашкевич, В.Кондросюка.
Нами также созданы циклы песен на стихи классиков Я.Купалы, Я.Коласа, которые посвящаются 120-летнему юбилею народных поэтов. А.Мицкевич, М.Богданович, А.Кулешов, П.Панченко, Н.Гилевич, Р.Бородулин, В.Некляев, Г.Буравкин, Л.Дранько-Мойсюк. Всем им посвящались творческие вечера, имевшие большой успех. Оркестром была создана программа - антология белорусской поэзии в песне, от XVII века и до наших дней.
На мой взгляд, то единение муз, о котором сказал, получила свое наиболее полное воплощение в Национальном фестивале белорусской песни и поэзии, который вот уже 6 раз прошел в Молодечно и завоевал большую популярность у слушателей. На нем прозвучали десятки новых песен, на эстрадном горизонте зажглись новые имена молодых исполнителей.
Спас фестиваль Президент нашей страны. Перед избранием меня членом Совета Республики Национального собрания я был приглашен Александром Григорьевичем на беседу. Ему не потребовалось долго разъяснять существо проблемы. Фестиваль белорусской песни и поэзии был возрожден, более того, будет проходить под непосредственным патронатом руководителя страны.
Скажу честно, наши творцы не умеют (или не хотят?) бороться за свое, кровное. Хранить и отстаивать честь белорусского искусства. Вот пример. Уходит из жизни композитор, и его талантливое наследие уходит вместе с ним. Это грех непростительный. Поэтому сейчас Государственный оркестр симфонической и эстрадной музыки готовится провести цикл вечеров памяти композиторов, принесших известность белорусскому искусству. Вечер творчества Е.Глебова пройдет в рамках традиционного фестиваля "Музы Нясвiжа", готовятся программы из произведений В.Оловникова, Ю.Семеняко, как я уже сказал, фестиваль камерной музыки в Мстиславле посвящен творчеству Г.Чуркина. Один из вечеров хотим посвятить творчеству поэта-песенника М.Ясеня, так много сделавшего для белорусской песни. Полным ходом готовится вечер, посвященный дирижеру Б.Райскому. Только на фестивале в Молодечно прозвучали песни белорусских композиторов на слова 60 поэтов.
Думаю, пришло время общими усилиями перекрыть пути для пошлости и непрофессионализма, заполонивших сегодня эстраду. Опасность, за которую, если это мы не осознаем сегодня, горько будем расплачиваться в самом ближайшем будущем. Посмотрите на афиши, расклеенные по городу, послушайте музыку на радио и телеканале. Хотелось бы знать, почему практически исчезла белорусская музыка с телеэкрана, подчеркиваю - национального канала, где государственные театры и музыкальные коллективы? Мне кажется, что страна их скоро просто забудет. А ведь это коллективы замечательные. Не имеем мы права безразлично смотреть на то, как на глазах разрушается создаваемая годами, десятилетиями система популяризации национальной музыки как в электронных средствах массовой информации, так и в печати. Хочу обратиться к членам Союза композиторов, где много лет существует секция музыковедения и критики. Куда и почему исчезла со страниц газет оперативная и, главное, компетентная критика? Сегодняшние "критические" опыты доходят до абсурда.
Мы все истосковались по компетентным, профессиональным суждениям о проделанной работе. По аналитическим статьям 60 - 70 - 80-х годов, принадлежавших перу А.Ладыгиной, Д.Журавлева, Т.Дубковой...
И все же при всех издержках, неизбежных в наше непростое время, утверждаю, и утверждаю с гордостью: наша талантливая музыка живет, наша песня популярна, востребована и развивается. Это награда за труд, за настойчивость и самоотдачу, без которых немыслима жизнь в искусстве.
Мы нужны друг другу
25 февраля открывается XIII съезд Белорусского союза композиторов.