Мы нужны друг другу

25 февраля открывается XIII съезд Белорусского союза композиторов.
25 февраля открывается XIII съезд Белорусского союза композиторов. Накануне этого события народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии профессор Михаил ФИНБЕРГ выразил желание высказаться о наболевшем. Ведь музыка - такая же важная сфера жизни, как и все остальные. В ней есть свои проблемы и достижения. Об этом говорит художественный руководитель заслуженного коллектива Государственного оркестра симфонической и эстрадной музыки Республики Беларусь.

- Хочу начать с недавнего впечатления. Читатели, наверное, помнят январскую пургу, когда снежная стена преградила дорогу на выезде из Минска, а мгновенно наступивший гололед не давал сдвинуться с места автомобилям, которые образовали огромные пробки. Вот через эту пургу автобус с музыкантами прорывался по дороге на Заславль. Концерт был назначен на 19 часов. Люди ждали праздника. Небольшой зал был заполнен до отказа. В нем собрались поклонники и ценители камерной музыки. Хочу подчеркнуть - белорусской музыки. Фестиваль "Заславль-2002", организаторами которого стали наш оркестр, Минский облисполком, Заславский горисполком, Министерство культуры Беларуси, проходил в этом небольшом, богатом историей городе второй раз и, без преувеличения, стал событием в культурной жизни. Оркестр тщательно и долго готовился к этому празднику. Фестиваль стал по существу фестивалем премьер. Камерные коллективы, которые сложились внутри "большого" оркестра, подняли целый пласт малоизвестной музыки, что создавалась на нашей земле в прошлые века - Н.Орда, М.Огиньский, братья Ельские и современные композиторы Е.Глебов, В.Иванов, В.Солтан, Н.Чуркин. Последний, увы, полузабыт. Его произведения не исполнялись, по существу, 40 лет. И вот возрождение. Как отметила пресса, фестиваль удался.

А начинался этот праздник музыки из "Муз Нясвiжа", фестиваля, который открыл для слушателя сокровищницу практически неизвестных произведений, найденных в архивах и возрожденных к жизни. Конечно, подобное невозможно было бы осуществить без помощи белорусских ученых. Поэтому несвижский фестиваль опирается на основательный научный фундамент. Сопровождается научно-практической конференцией, в которой принимают участие известные ученые, исследователи исторического и культурного наследия. С годами концепция "Муз Нясвiжа" изменилась. Если первые фестивали были посвящены только старинной музыке XVIII - XIX веков, то теперь широко исполняется музыка современных белорусских композиторов. Так прослеживается связь времен, те истоки, которые питают сегодняшнее творчество. Опыт проведения фестиваля в Несвиже создал условия для рождения заславского фестиваля, а скоро на культурной карте страны появится еще один - в Мстиславле. Его решили посвятить творчеству одного из основателей белорусской советской композиторской школы Н.Чуркина, который начинал свою профессиональную деятельность именно в Мстиславле.

Организаторы фестивалей считают, что наше время требует переноса подобных престижных праздников в малые города, в глубинку, где по определению должна звучать высокая музыка, где люди хотят приобщиться к высокой культуре. Это наше стремление поддержано руководством страны, Министерством культуры.

Государственный оркестр Беларуси, который отметил свой 15-летний юбилей, с первого же сезона так определил свое творческое кредо: белорусская музыка и поэзия - наша основа, та почва, которая питает наши корни не от съезда к съезду, а в постоянной работе с белорусскими авторами и исполнителями, в открытии новых талантливых имен, пропаганде национального музыкального искусства. В этом видим мы свои цели и задачи. Уже с первых шагов мы наладили самые тесные связи с композиторской организацией, с Союзом писателей. 21 творческий вечер белорусских поэтов, композиторов, десятки произведений различных жанров от крупных форм, таких, как симфония Е.Глебова, рок-оперы И.Поливоды, песенные спектакли Э.Зарицкого, творческие вечера Л.Захлевного, И.Лученка, В.Будника, В.Иванова, О.Елисеенкова, В.Серых, О.Чиркуна, Е.Атрашкевич, В.Кондросюка.

Нами также созданы циклы песен на стихи классиков Я.Купалы, Я.Коласа, которые посвящаются 120-летнему юбилею народных поэтов. А.Мицкевич, М.Богданович, А.Кулешов, П.Панченко, Н.Гилевич, Р.Бородулин, В.Некляев, Г.Буравкин, Л.Дранько-Мойсюк. Всем им посвящались творческие вечера, имевшие большой успех. Оркестром была создана программа - антология белорусской поэзии в песне, от XVII века и до наших дней.

На мой взгляд, то единение муз, о котором сказал, получила свое наиболее полное воплощение в Национальном фестивале белорусской песни и поэзии, который вот уже 6 раз прошел в Молодечно и завоевал большую популярность у слушателей. На нем прозвучали десятки новых песен, на эстрадном горизонте зажглись новые имена молодых исполнителей.

Спас фестиваль Президент нашей страны. Перед избранием меня членом Совета Республики Национального собрания я был приглашен Александром Григорьевичем на беседу. Ему не потребовалось долго разъяснять существо проблемы. Фестиваль белорусской песни и поэзии был возрожден, более того, будет проходить под непосредственным патронатом руководителя страны.

Скажу честно, наши творцы не умеют (или не хотят?) бороться за свое, кровное. Хранить и отстаивать честь белорусского искусства. Вот пример. Уходит из жизни композитор, и его талантливое наследие уходит вместе с ним. Это грех непростительный. Поэтому сейчас Государственный оркестр симфонической и эстрадной музыки готовится провести цикл вечеров памяти композиторов, принесших известность белорусскому искусству. Вечер творчества Е.Глебова пройдет в рамках традиционного фестиваля "Музы Нясвiжа", готовятся программы из произведений В.Оловникова, Ю.Семеняко, как я уже сказал, фестиваль камерной музыки в Мстиславле посвящен творчеству Г.Чуркина. Один из вечеров хотим посвятить творчеству поэта-песенника М.Ясеня, так много сделавшего для белорусской песни. Полным ходом готовится вечер, посвященный дирижеру Б.Райскому. Только на фестивале в Молодечно прозвучали песни белорусских композиторов на слова 60 поэтов.

Думаю, пришло время общими усилиями перекрыть пути для пошлости и непрофессионализма, заполонивших сегодня эстраду. Опасность, за которую, если это мы не осознаем сегодня, горько будем расплачиваться в самом ближайшем будущем. Посмотрите на афиши, расклеенные по городу, послушайте музыку на радио и телеканале. Хотелось бы знать, почему практически исчезла белорусская музыка с телеэкрана, подчеркиваю - национального канала, где государственные театры и музыкальные коллективы? Мне кажется, что страна их скоро просто забудет. А ведь это коллективы замечательные. Не имеем мы права безразлично смотреть на то, как на глазах разрушается создаваемая годами, десятилетиями система популяризации национальной музыки как в электронных средствах массовой информации, так и в печати. Хочу обратиться к членам Союза композиторов, где много лет существует секция музыковедения и критики. Куда и почему исчезла со страниц газет оперативная и, главное, компетентная критика? Сегодняшние "критические" опыты доходят до абсурда.

Мы все истосковались по компетентным, профессиональным суждениям о проделанной работе. По аналитическим статьям 60 - 70 - 80-х годов, принадлежавших перу А.Ладыгиной, Д.Журавлева, Т.Дубковой...

И все же при всех издержках, неизбежных в наше непростое время, утверждаю, и утверждаю с гордостью: наша талантливая музыка живет, наша песня популярна, востребована и развивается. Это награда за труд, за настойчивость и самоотдачу, без которых немыслима жизнь в искусстве.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter