Мы должны всем рекордам наши звонкие дать имена

Направляюсь в назначенное время на беседу с министром спорта и туризма Евгением Ворсиным, а по пути и думаю: какой смысл сейчас перелистывать все страницы наших успехов и неудач на Олимпийских играх в Сиднее, о них было более чем достаточно информации и анализа в СМИ, знакомы мы и с оценкой выступления белорусских олимпийцев Президента страны и НОКа Александром Лукашенко.
Направляюсь в назначенное время на беседу с министром спорта и туризма Евгением Ворсиным, а по пути и думаю: какой смысл сейчас перелистывать все страницы наших успехов и неудач на Олимпийских играх в Сиднее, о них было более чем достаточно информации и анализа в СМИ, знакомы мы и с оценкой выступления белорусских олимпийцев Президента страны и НОКа Александром Лукашенко.

С этими сомнениями оказался в кабинете министра и буквально с полуслова нашел полное взаимопонимание.- Подсчитать завоеванные очки и медали, разделить их между заинтересованными лицами - большого ума не надо. Разговор же со специалистами должен быть серьезным, принципиальным, без взаимных обид и лишней хвальбы, - начинает Евгений Ворсин. - В стране создана и действует спортивная индустрия, и сегодня, после олимпийского экзамена, необходимо проанализировать работу всех учебно-спортивных подразделений, а их более 400, каждой ШВСМ, УОР, посмотреть, какова отдача в их работе, чем занимались тренеры. Ведь не секрет, что за успехами каких-то спортсменов и их наставников без труда можно обнаружить тех, кто привычно затерялся в общей массе и не выдает результатов уже лет 20 - 30. Нужны новые подходы к формированию учебно-тренировочных групп, училищ олимпийского резерва, где только треть представляет интерес для большого спорта, а остальных мы постоянно меняем, добираем лишь затем, чтобы можно было начислять зарплату тренерам. Аналогичная ситуация в ШВСМ, где закреплены спортсмены национальных команд, а на поверку двое из троих готовы защищать лишь честь района или города, а не страны. Иных подходов требует и принятая зависимость заработной платы тренеров от наполняемости учебных групп. Скажите, что это за стимулирование работы, когда для нормальной зарплаты даем ему 200-процентную нагрузку?! Ему надо работать 48 часов в сутки для достойной зарплаты. Пора вводить в практику совсем иную систему. Тренер национальной сборной - это, как правило, высокое звание, опыт, вот и платить ему надо соответственно, пусть работает с одним-двумя учениками-звездами, а не растрачивает свои знания. Платить нужно за качество работы, а не за количество голов в группе.

- Вы согласны с мнением, что через 4 года в Афинах сборная Беларуси выступит в составе, который будет заметно отличаться от сиднейского?

- В стране очень даже неплохой потенциал и резерв на участие в Играх 2004 года. Более половины участников сиднейской команды в том возрасте, когда им еще выступать и выступать, их спортивные вершины еще впереди. Проблема смены поколений издавна существует в спорте, но всегда она требовала очень тонкого и взвешенного подхода. С одной стороны, мы не намерены отчислять из сборных по возрасту в паспорте. Большие спортсмены, хотя для многих из них уход из спорта - это жизненная трагедия, как правило, чувствуют, когда их начинают не только поджимать, но и превосходить молодые ребята, и освобождают им место для прогресса и роста. Наша задача - прочувствовать ситуацию, когда запускать молодой талант на высокие орбиты. Мы не пропустили в этом году ни одного молодежного чемпионата мира и Европы, несмотря на то, что самое пристальное внимание уделяли Олимпийским играм. И молодые спортсмены не подвели.

- Не менее деликатная проблема - отношения в связке спортсмен - тренер.

- Признаемся, что особенно в последние годы во главу угла ставили спортсмена, нянчили и обхаживали его, что обижало наставников. А ведь есть проверенная годами истина, что великий спортсмен невозможен без великого тренера.

Нам необходимо поднять авторитет тренера, во всем помогать ему, создавать условия для эффективной работы. Но эту опеку нельзя путать с потаканием капризам и амбициям. Такого не должно быть.

Да, в Сиднее некоторые тренеры не выполнили взятых на себя обязательств, таков спорт. Но они приобрели хороший опыт, какого у многих не было со времен распада СССР. Да и тогда белорусские тренеры работали подносчиками снарядов своих способных учеников, а шлифовкой занимались другие. Кое-кто, но это единицы, успел приобщиться к вершинам той системы, а как учиться остальным? Или каждому выдумывать свой велосипед? Поверьте, сколько бы ни подписывали соглашений об обмене опытом, - никто своих тайн приезжему не раскроет. В тренерской среде тоже надо очень внимательно и бережно относиться к смене поколений. В ряде видов спорта уже сегодня очевидно, что честолюбивая и знающая молодежь подпирает признанных авторитетов и она будет иметь возможность проверить себя.

- При подготовке к Сиднею исполнялись все желания, а иногда и капризы в спортивной и художественной гимнастике, борьбе, пулевой стрельбе, плавании, фехтовании, академической гребле. Все представители этих видов спорта получали в первую очередь и инвентарь, и экипировку, не было отказа в организации сборов и выездов на соревнования. Хочется услышать от вас оценку сложившейся практики.

- Мы говорим о приоритетных видах спорта. Надо быть объективными и сказать, что, кроме Карстен, никто не отличился в гребле, хотя 4-е место восьмерки - тоже неплохо. Вряд ли вызывают полное удовлетворение две медали во всех видах борьбы, отсутствие порой так близкого золота у стрелков и безмедальный помост представителей спортивной гимнастики. Но этот итог лежит на поверхности, а нам надо, не оглядываясь на имена, звания, занимаемое служебное положение, сделать самый что ни на есть глубокий анализ допущенных просчетов, на каком отрезке подготовки или уже в ходе самих соревнований они случились. Если такое возможно, а я в это верю, то назвать, кто конкретно ошибся, что-то недоделал, недотянул. Будь то чиновники Минспорта, руководители федераций, тренеры или сами спортсмены. Просто надо иметь объективную картину, чтобы избежать возможного повторения оплошностей, мешающих достижению высших результатов. Кому многое было дано, с того и спрос особый.

Мы говорим о вкладе структурных подразделений Минспорта - это наша работа и обязанность. Но не будем забывать о вкладе территорий и ведомств, государственных предприятий и коммерческих фирм, которые откликнулись на призыв Главы государства за 10 месяцев до Олимпиады помочь белорусскому спорту. Вниманием на местах не был обделен ни один спортсмен и тренер. Для этих целей было привлечено более 1,5 млн. долларов США спонсорских средств.

При подготовке к Сиднею удалось обновить и привести в надлежащий вид наши спортивные базы. Буквально за 3 недели были сняты все вопросы по залу художественной гимнастики в Минске, преобразились условия для стрелков на армейском стрелковом стадионе имени маршала Тимошенко. Остались мы должны лишь гребцам, чьи базы в Пинске и Бресте требуют немалых капитальных вложений.

Сегодня иные ритмы жизни, приоритеты. Один за другим появляются новые для нас виды спорта, энтузиасты обращаются к нам за помощью и получают ее. А дальше - нет чтобы развиваться на самофинансировании, искать спонсоров, идут по легчайшему пути - требуют материальной поддержки на проведение соревнований, на приобретение инвентаря и экипировки. Бюджет ведомства не резиновый, у нас существует деление видов спорта по группам в зависимости от их значимости и достигнутых результатов. Если все деньги разделить на 100 с лишним видов спорта, то завянут все, всем будет мало. Надо раз и навсегда заявить, что 80 процентов средств мы направляем на олимпийские виды спорта, мы не против развития остальных, но будьте добры, ищите себе финансы в собственных карманах.

Мы планируем пересмотреть систему финансирования и содержания детско-юношеских спортивных школ. На наш взгляд, группы начальной подготовки, а может быть, и учебно-тренировочные, должны содержаться за счет платы родителей, платы пусть даже символической - в зависимости от популярности или престижности видов спорта. Но в дальнейшем, когда начинает развиваться спортивный талант ребенка, то уже государство должно быть заинтересовано в его творческом становлении: обеспечивать питанием, спортивной формой, участием в соревнованиях, то есть брать одаренных в спортивном отношении подростков под государственную опеку.

- В заключение хочется вас спросить о зимних Олимпийских играх, до которых осталось чуть больше года.

- В наших планах и прогнозах - очень большая настороженность. Только мастера фристайла сохранили свой высокий потенциал, а вот биатлонисты, к сожалению, с опозданием пошли на омоложение команды, и перспективы их туманны, хотя всегда хочется верить в лучшее. Наши признанные мастера - Сашурин, Рыженков, Айдаров, Парамыгина - еще в силе, но отсутствие достойного пополнения беспокоит и настораживает. Надеемся, что завоюют путевку и выступят не хуже, чем в Нагано, белорусские хоккеисты. В межолимпийские годы они не сидели сложа руки, приобретали необходимый опыт игры на высшем уровне. Об остальных зимних видах в плане надежд на медаль говорить, к сожалению, не приходится, хотя из года в год на их развитие тратятся немалые государственные средства.

Межолимпийская четырехлетка стала уже привычной для спортивной Беларуси. У нас имеется свой опыт на всех ее этапах. Скажем так, есть выстроенный каркас. Наша задача заполнить его ячейки, касающиеся всех вопросов подготовки к 2002 и 2004 годам, абсолютно конкретными, всеобъемлющими, при этом реально выполнимыми планами и задачами. Успешным выступлением в Сиднее мы утерли нос скептикам и недоброжелателям, не успевавшим по любому поводу твердить о закате белорусского спорта. Его нет и не предвидится: у нас уже сегодня есть костяк олимпийской команды 2004 года, у нас воспитана способная молодая поросль сильных атлетов, у нас достаточно высоким остается тренерский потенциал, мы способны решать вопросы медицинского, научного и организационного обеспечения. А главное, наш спорт чувствует постоянную заботу и поддержку всех жителей страны и ее руководства и готов на нее ответить новыми медалями и рекордами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter