Каменецкие кооператоры придумали, как сэкономить деньги на коммунальных услугах
В магазине «Любава», расположенном напротив Каменецкого райпо, которому он принадлежит, с утра всегда людно. «Ждем, когда разгрузят свежий хлеб», — говорит мне симпатичная женщина.
— Мы и брестский хлеб берем, но наш, каменецкий, покупают с большим удовольствием. Свежий, вкусный. Формовой, фасованный — кто какой желает, — директор магазина Валентина Ласкова показывает полки с ароматными булками и аккуратными «кирпичиками».
Сейчас на Каменецком хлебозаводе ремонт, но печи работают. Все заявки торговли выполняются.
— В прошлом году купили нарезочную и упаковочную машины, стали выпускать подовые сорта хлеба. Есть спрос на печенье. В январе выпекли 2,5 тонны «кондитерки», а сегодня — 6 тонн. Потихоньку расширяем рынок сбыта. Кроме Каменецкого района, торгуем в Жабинковском, — председатель правления Каменецкого райпо Лидия Балюк констатирует факты, которым позавидует не одна торговая организация.
Еще у райпо есть цех, где шьют красивое постельное белье, 120 магазинов и 6 автомагазинов, 26 предприятий общепита: кроме двух ресторанов, это кафе, столовые и кондитерские. С начала года у потребительского общества не было ни одного «убыточного» месяца — все с прибылью. Вот вам и сельская торговля: и спрос, и предложение — все в норме. Наверное, у каменецких кооператоров есть свои секреты?
— Мы уходим от ЖКХ, децентрализуемся. Раньше ежегодно платили коммунальникам 341 миллион рублей за тепло, теперь — только 37 миллионов, — объясняет Лидия Степановна. Главный энергетик потребительского общества Николай Якубович дополняет руководителя:
— Экономить заставила жизнь. В районе практически нет промышленных предприятий, гигакалория тепла у нас стоит невероятно дорого. Вот и решили: нужно уходить из ЖКХ, устанавливать энергосберегающее оборудование и считать свои деньги, если хотим работать прибыльно и получать достойную зарплату.
На энергосбережение в прошлом году здесь потрачено 111,4 миллиона рублей, а экономия составила 140 миллионов. Разница существенная.
— На новом оборудовании холодильники потребляют в 3 — 4 раза меньше электроэнергии. Водонагреватели у нас автоматические. Например, только на электричестве и обогреве воды в каменецком магазине «Южный» мы экономим 1,5 миллиона рублей в год, — поясняет Николай Якубович.
Цифры, конечно, многое скажут специалистам, а что они значат для рядового потребителя? Обычная статистика для отчетов или качество обслуживания, расширение ассортимента?
— Сэкономленные деньги вкладываем в переоборудование магазинов, которые становятся уютнее. Продавцы зимой не мерзнут, значит, продадут больше товара. Три автомагазина купили в прошлом году, теперь их у нас 6. Все новые, с холодильниками. Обслуживаем 149 деревень Каменецкого района, — добавляет Лидия Балюк.
Впрочем, достойно представлена потребкооперация и в стационарных сельмагах. В деревнях Рясна, Каленковичи, Видомля они не хуже, чем в городе.
— Мы не боимся конкуренции со стороны частников. Сначала они ставят цены ниже наших, а потом выравнивают. Но контроль за продукцией у нас намного жестче. Если проверяющие найдут у продавца просроченный товар, снимаем с того премию. Все это знают, потому мне за продавцов не стыдно, — не скрывает гордости за коллег Лидия Балюк.
А продавцам есть что терять. Чтобы не быть голословной, Лидия Степановна берет ведомость и показывает мне, какие у них зарплаты. Конечно, есть и по 250 тысяч рублей... Но продавец одного автомагазина, например, заработала 1.132.000 рублей, второго — 1.050.000 рублей, а заготовитель сельхозпродукции получит за июль 1.632.000. Не все так, несомненно, заработают. Доходы зависят от выручки. Постарался продавец, убедил покупателя — сам в накладе не останется.
В начале августа на базе Каменецкого райпо прошел республиканский семинар по экономии топливно–энергетических ресурсов. На днях состоялся областной. Коллеги едут сюда учиться, как нужно жить и работать в современных экономических условиях.
— Нам тоже есть над чем стараться, — добавляет Николай Якубович. — Еще 6 объектов осталось переоборудовать. Год–два — все окупится. Денег не жалеем. Известно ведь, что скупой платит дважды.
Фото автора.