«Мы будем защищать интересы национальных перевозчиков»

Интервью с министром транспорта Иваном Щербо

Руководителей, начавших министерскую карьеру с организационных преобразований в отрасли, называют реформаторами. Нового министра транспорта и коммуникаций Беларуси Ивана ЩЕРБО (на снимке) смело можно отнести к таковым. У него множество планов, которыми Иван Иванович любезно поделился с нами. К слову, корреспонденты «Рэспублiкi» первыми среди журналистов побывали в рабочем кабинете главного транспортника страны.

— Иван Иванович, судя по биографии, в отрасли вы человек не новый. Сложно ли в должности министра планировать свой рабочий график?

— Рабочий день у меня начинается в 7.45 и заканчивается минимум в 20.15. Максимально отдавать себя работе – это мой жизненный принцип. Считаю, что много работы не бывает — она есть всегда. При этом хочется как можно больше успеть за день и не перекладывать дела на завтра. Я планирую работу на ближайшие месяц, год и даже пять лет. Вы удивитесь, но я знаю каждый час своей работы до 1 января 2010 года. Есть только одна сложность: заставить себя отдыхать, других не вижу.

— В Беларуси, как известно, неплохие дороги, но по качеству и долговечности их покрытия мы пока уступаем ряду европейских стран. Намерены ли вы что-либо здесь изменить?

— Программа «Дороги Беларуси» на 2006—2015 годы позволила модернизировать международные транспортные коридоры, повысить технический уровень республиканских дорог, начать строительство обходов ряда городов. Также активизирована работа на местных автодорогах.

Вместе с тем существуют определенные трудности, связанные с недофинансированием отрасли. Увеличилась нагрузка на дорожные покрытия, поскольку число автомобилей на наших улицах растет в геометрической прогрессии. Большинство машин среди этой техники — тяжелые и крупногабаритные.

Мы постоянно проводим переговоры с иностранными инвесторами, чтобы дополнительно привлечь финансовые ресурсы.

Планируем, что к 2016 году будет улучшено транспортно-эксплуатационное состояние республиканских дорог, все мосты и путепроводы будут соответствовать нормативным требованиям. На 314 км увеличится и в итоге составит 1408 км протяженность участков республиканских дорог 1-й категории.

Республиканские дороги, связывающие столицу с областными центрами, направления международных транспортных коридоров смогут выдерживать нагрузку на одиночную ось до 11,5 тонны. Все местные дороги будут обеспечены твердым покрытием, что позволит круглогодично добираться до любого населенного пункта.

— Работу прежнего состава министерства критиковали, и не без оснований, за несбалансированную политику в отношении придорожного сервиса. Ведь задача Минтранса — способствовать предоставлению территории частнику, который сам создаст кемпинги, кафе и прочий сервис…

В последнее время государство предприняло ряд шагов навстречу инвесторам. Приняты нормативные акты, среди них Указ Президента «О мерах по развитию придорожного сервиса». Он позволит более эффективно использовать транзитные возможности Беларуси, так как предусматривает ряд налоговых льгот и преференций, рекомендует местным органам власти вдвое снизить ставки земельного налога и арендную плату за земельные участки. В свою очередь банкам, уполномоченным обслуживать государственные программы, предложено предоставлять на эти цели кредиты по достаточно низким ставкам и на срок до 5 лет.

Отмечу, что после принятия указа желающих организовать объекты придорожного сервиса было более чем достаточно. Однако сегодня из-за известных событий банки сократили объемы кредитования и многие проекты остались незавершенными.

Важным фактором, также препятствующим развитию придорожного сервиса, стал и наш менталитет. Далеко не каждый решит выпить чашечку кофе в придорожном заведении, если ему необходимо проехать не очень большое расстояние. Нельзя не учитывать и того, что оживление на дорогах наблюдается в теплое время года, зимой автомобилисты выезжают реже. А потому придорожный бизнес в нашей стране пока можно считать скорее сезонным. В любом случае, мы можем констатировать, что со своей стороны попытались создать максимально благоприятный инвестиционный климат. Теперь слово за частным бизнесом.

— Нелегальные перевозчики на междугородних маршрутах – давняя головная боль министерства. Какими методами намерены бороться с ними?

— Сегодня контролируют нелегалов совместные с ИМНС и ГАИ оперативно-рейдовые группы. Проверки на линии проводятся не реже 1—2 раз в неделю, кроме того, такие группы отслеживают ситуацию на рынке транспортных услуг. По результатам их проверок в нынешнем году Минтранс аннулировал 16 лицензий субъектов хозяйствования. Кроме того, министерство запланировало ряд дополнительных мероприятий по наведению порядка в сфере пассажирских перевозок. Например, акцию «Терминал», которая пройдет в сентябре и декабре 2009 года.

— Белорусских перевозчиков по-прежнему неохотно допускают к перевозкам грузов для иных стран. Минтранс России ввел политику квотирования. Найден ли консенсус с соседями по этому вопросу?

— Удалось достичь договоренности по прекращению постоянного снижения квоты разрешений на перевозку грузов из Западной Европы в Россию. Беларусь получила такую же долю разрешений, как и остальные государства. Конечно, если оценивать потенциал автотранспортного комплекса нашей страны, квоты явно недостаточно. Однако нельзя забывать и то, что в условиях кризиса любое государство обязано защищать интересы национальных перевозчиков. Даже в этих непростых условиях нам удается договариваться с российскими коллегами. Так, 6 августа в Москве прошла очередная встреча экспертов и в результате мы ожидаем подвижек в данном вопросе. Помимо России, белорусские автоперевозчики доставляют грузы в 46 стран мира. Сегодня активно идет поиск и освоение новых альтернативных рынков, как, например, Китай, Казахстан, Турция, Узбекистан, страны Балтии. В этом году прошли переговоры с Турцией, Италией, Грецией, Грузией, Румынией, Латвией, Украиной. Их результатом стало получение для белорусских автотранспортных предприятий дополнительного количества остродефицитных разрешений для работы на международном рынке.

— Как изменилась статистика окупаемости городского транспорта и планируется ли повышение тарифов?

— Наш пассажирский транспорт общего пользования перевозит ежегодно более 2 миллиардов пассажиров. Начиная с августа 2007 года тарифы на перевозку остаются неизменными. Однако с тех пор увеличились цены на топливо, запасные части и агрегаты, изменились суммы и ставки экологического налога. Стоимость приобретаемых автопредприятиями автобусов возросла в среднем до 30 %. Поэтому убытки Минтранса за I квартал 2009 года достигли 7,7 млрд. руб., за первое полугодие 2009 года — 13,7 млрд. руб., а по сравнению с предыдущим годом возросли соответственно в 4,3 и 2,2 раза.

Собственными доходами в первом полугодии 2009 года окупается 72,9 % перевозок, субсидиями – 18,2 %, а не возмещаются ничем – 8,9 % расходов. Поэтому без увеличения тарифов не обойтись, полагаем, что это произойдет в ближайшее время.

— Как будет развиваться водный транспорт, планируется ли открытие пассажирских маршрутов и тесное взаимодействие с туристическими компаниями?

— С момента принятия программы развития внутреннего водного и морского транспорта объем перевозок грузов увеличился в 2,3 раза (2,2 млн. тонн/5,1 млн. тонн в 2008 году), пассажиров — на 32 % (136 тыс. чел./179тыс. чел.). Белорусскими транспортно-экспедиционными компаниями в 2008 году перевезено на зафрахтованных судах 4,2 млн. тонн груза. Сейчас Минтранс занимается созданием национального морского перевозчика. Открытие новых пассажирских маршрутов будет связано с развитием туристических перевозок. В 2009 году заключены договоры между организациями водного транспорта и туроператорами на экскурсионные перевозки по Сожу, Неману, Бугу, Припяти и Днепро-Бугскому каналу.

— Следует ли ожидать более гибкой тарифной политики от авиаперевозчиков?

— Чем раньше до вылета приобретается авиабилет, тем лояльнее условия бронирования и меньше его цена. «Белавиа», как и другие зарубежные авиаперевозчики, осуществляет продажу авиабилетов на регулярные рейсы не менее чем на полгода-год вперед, но немногие пассажиры пользуются этой возможностью. К сожалению, у нас принято покупать билет на самолет в самый последний момент, когда остаются только дорогие классы, что рождает стереотип, мол, тарифы достаточно велики.

Осенью этого года «Белавиа» планирует продавать авиабилеты в режиме реального времени через свой сайт. Онлайн-продажей предусмотрены предложения нескольких тарифов на один и тот же рейс, что позволит клиенту по достоинству оценить их гибкость и выбрать наиболее подходящую стоимость самостоятельно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter