МВФ ставит вопрос ребром: зарплата расти не должна! Но вряд ли кто с этим согласится...

Очередная миссия Международного валютного фонда, завершившая свою работу в минувшую пятницу, оставила после себя впечатления очень неоднозначные.

Очередная миссия Международного валютного фонда, завершившая свою работу в минувшую пятницу, оставила после себя впечатления очень неоднозначные.

С одной стороны, можно понежиться в тепле лестных отзывов зарубежных эмиссаров о работе Нацбанка и первых прогрессивных шагах нашего правительства. Однако нельзя полностью отдаться сладкому самоуспокоению: переговоры о выделении Беларуси кредита стенд-бай вновь отодвигаются в будущее. Мне кажется, что в работе миссий вновь проявляются признаки поведения взбалмошной невесты: жених ей как будто по душе, собой неплох, слова она ему говорит ласковые, но под венец не поспешает.

Впрочем, по порядку. К бесспорно положительным итогам работы специалистов МВФ стоит отнести их позитивную реакцию на проводимую Нацбанком денежно-кредитную и валютную политику. Впрочем, по этой сфере у фонда не возникало вопросов и во время предыдущей миссии в июле этого года. На этот раз глава делегации Марта де Кастелло-Бранко еще раз подчеркнула очевидное: в области денежно-кредитного и валютного регулирования достигнут большой прогресс. "Либерализация валютного рынка, стабильный курс способствуют привлечению валюты в страну, и это создает хорошую базу для общеэкономической стабилизации", - отмечает она. Однако этот задел необходимо развивать не только монетарными методами. И здесь усилий одного лишь главного банка явно недостаточно.

Отношение к проводимым правительством структурным преобразованиям было у миссии также достаточно теплое. Приветствует миссия и первые шаги в либерализации ценообразования и экономики. Абсолютное большинство мероприятий этого раздела выполнено, а кое-что в стадии реализации. В общем, почти порядок.

Ложка дегтя в бочке меда относительно благополучной программы мониторинга - налогово-бюджетная политика. Основная проблема в том, что эмиссары МВФ считают методику, которую используют наши финансисты при планировании госбюджета, устаревшей. МВФ считает, что она дает "завышенные статистические показатели ВВП". Эксперты полагают, что реальный прирост ВВП в будущем году возможен в пределах 1 - 2 процентов, правительство же ориентируется на 5 - 6.

Отдельная проблема - резкое повышение долларового эквивалента заработной платы. Специалисты фонда именно с этим связывают опережающий рост дефицита бюджета и долгов белорусских предприятий по зарплате. И, стоит признать, доля истины в этом есть. По данным Минстата, за два последних месяца зарплатные долги по народному хозяйству выросли почти в 20 раз.

Но если к этому подходить объективно, то для глубоко идущих выводов оснований нет.

Обещания скоротечного народного благополучия некоторых кандидатов в президенты насчет "600 долларов в месяц - это нормальная зарплата", конечно, блеф. Пока для нас и 100 долларов, зато гарантированных Президентом, - предмет больших усилий всего госмеханизма.

Повышение благосостояния дается экономике нелегко. Однако надо двигаться. "В последние 10 лет рост заработной платы в республике катастрофически отставал от роста ВВП", - говорил заместитель министра экономики Андрей Тур во время недавнего "круглого стола" с участием членов миссии МВФ, представителей белорусского правительства и парламента.

Как бы то ни было, но невыполнение налогово-бюджетного раздела программы мониторинга обусловило и общее отсутствие результата. Программа не повлекла за собой ожидаемого начала переговоров о кредите стенд-бай.

Эмиссары предлагали еще один испытательный срок. Однако для этого они потребовали корректировки бюджета на будущий год. Кроме пересмотра целесообразности повышения зарплаты в 2002 году, МВФ предлагает увеличить в бюджете план доходов от приватизации и сократить прямое кредитование Нацбанком бюджетных расходов на жилищное строительство. При этом Марта де Кастелло-Бранко подчеркивает, что фонд отнюдь не против высокого роста ВВП или заработной платы, он лишь рекомендует придерживаться реалистичных для нынешнего состояния экономики параметров.

Правительство решило пока бюджет не изменять. Значит, вопрос о втором мониторинге остается открытым. Окончательное решение о развитии сотрудничества с Беларусью примет исполнительный совет директоров МВФ в январе будущего года. Что ж, подождем.

Самое интересное, что кредит как таковой Беларуси не столь уж и важен. Речь не идет об огромных суммах, способных совершить переворот в экономической жизни страны. Важен сам факт, который западные инвесторы воспримут как сигнал для размещения своих капиталов у нас. Однако даже столь благая цель не может оправдать снижение жизненного уровня народа как средство ее достижения. Впрочем, сводить взаимоотношения с МВФ к примитивной схеме: мы снижаем заплату, а они нам - кредит, - тоже нельзя. Президент, как известно, во главу угла ставит интересы людей. Что касается наших бюджетников, то от хитроумных расчетов МВФ, суть которых сводится к запрету на повышение зарплаты, - тоже вряд ли испытают восторг. Так что будем дискутировать дальше. Примерять экономические схемы с требованиями реальной жизни.

 

БУЛАТЕЦКИЙ Дмитрий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter