Белорусские музыканты вернулись из Флоренции с новыми историческими находками

Музыкальные раскопки

Сенсаций в европейских архивах столько, что «копать и копать», утверждает исследователь старинных нот Алексей Фролов. Историческая белорусская музыка в исполнении самого Фролова и коллектива «Вытокi» под его управлением хоть и звучит давно, регулярно и в самой широкой концертной «географии», а все еще остается малоизвестной. И практически любой визит музыканта в архив даже между концертами и репетициями гарантирует если не чрезвычайное событие, то как минимум нерядовую новость. Вот и сейчас поездка в Падую и Флоренцию с ансамблем солистов «Вытокаў» стала поводом для новых исследований, хотя ни на что подобное наши музыканты не рассчитывали.


Алексей ФРОЛОВ

В прошлом году они азартно кочевали между Неборовом и Гузовом, Залесьем и Слонимом, Молодечно, Плунге, Ретавасом и другими местами, связанными с именем Михала Клеофаса Огиньского, отмечали юбилей прославленного композитора и дипломата. В итоге то, что задумывалось как юбилейный фестиваль с центром в Залесье, превратилось в полновесный «год Огиньского».

— И в какой–то момент появилась мысль завершить этот «год» эффектным финальным аккордом бессмертной музыки Огиньского в том самом месте, где его душа вознеслась на небо.

О концерте во флорентийской базилике Санта–Кроче, под сводами которой белорусская музыка еще никогда не звучала, Алексей Фролов может говорить только в самом возвышенном тоне. Довольно быстро эта красивая идея нашла поддержку в Министерстве иностранных дел Беларуси и белорусском посольстве в Италии. И под куполом капеллы, созданной итальянским гением Брунеллески, зазвучали такие знакомые ноты полонеза, написанного нашим гением в эмиграции. Впрочем, одной только музыкой Огиньского «Вытокi» не ограничились, включив в программу своего концерта талантливые сочинения детей Михала Клеофаса, а также несколько произведений из знаменитой «Полоцкой тетради» пополам с мелодиями итальянского Ренессанса. Использовали удобный момент напомнить о том многом общем, что объединяло наши народы столетия назад, о грядущем 500–летии белорусского книгопечатания, о Франциске Скорине, который дважды стал доктором университета в Падуе.

Тем временем итальянская публика ясно дала понять, что очень надеется на продолжение встреч с нашими музыкантами и их уникальным репертуаром. Не исключено, что продолжение будет. Причем не только музыкальное.

— В одном из небольших залов Падуанского университета, куда нас пригласили как земляков Скорины, я обнаружил герб Радзивиллов, о котором не знали даже исследователи прославленного белорусского рода, — рассказывает Фролов. — Этот зал — по сути, научная лаборатория анатомического театра когда–то лучшего в мире университета медицины, куда в XVI — XVII столетии допускался очень ограниченный круг ученых и студентов. Как выясняется, несвижский князь Ян Юрий Радзивилл в 1620–х был одним из таких избранных... Думаю, эти древние стены обещают еще много открытий исследователям и любителям нашей истории.


«Вытокi» у памятника Михалу Клеофасу Огиньскому на его могиле в Санта-Кроче

Судя по всему, будущий год вообще станет богатым на исторические сенсации. Скажем, недавно в архивах Ватикана обнаружились новые и, как интригуют ученые, совершенно удивительные документы, имеющие прямое отношение к Франциску Скорине. Теперь ждут повода (в данном случае 500–летия национального книгопечатания), чтобы эффектно их обнародовать. В свою очередь, Алексей Фролов хоть сейчас готов предложить Большому или музыкальному театрам партитуры абсолютно неизвестных опер Станислава Монюшко, написанных рукой великого композитора (на них музыкант–исследователь наткнулся во время своих «раскопок» в варшавских архивах). Ну, может, не прямо сейчас. Передача нот из Варшавы в Минск еще потребует определенной бумажной волокиты, но права Беларуси на эту музыку никто не оспаривает, и теперь лишь от наших театров зависит, прозвучит ли она со сцены и как скоро.

Ну а ближайшим адресом, где можно будет услышать «архивные» шедевры белорусских композиторов, станет Национальный художественный музей. Вместе с «Вытокамi» здесь готовят новый проект под рабочим названием «Презентация одного шедевра», по случаю которого солисты ансамбля Алексей Фролов, Сергей Махов и Ирина Авдеева даже заказали соответствующие времени ренессансные костюмы. Цель проекта — расширить наше с вами мировосприятие. К примеру, шведский классик Тор Аулин, который этим летом впервые прозвучал в Беларуси со сцены Белгосфилармонии в исполнении симфонического оркестра Capella Akademia под управлением все того же Алексея Фролова, уместен в музее ничуть не меньше «музейных» наигрышей. И Монюшко, и любимый «Вытокамi» Огиньский со своим уникальным музыкальным геном, который передался его потомкам на столетия вперед, и другие наши авторы, чья музыка пока известна лишь в узком кругу, но скоро найдет здесь своих новых поклонников.

cultura@sb.by

Фото из личного архива Алексея Фролова

Советская Белоруссия № 149 (25031). Пятница, 5 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter