Музыкальное окно Юрия Цыбина

"Народный альбом" Нет, что ни говори, а для того чтобы в полной мере осознать значимость почти любого явления культуры, в том числе и музыкальной, требуется время.
"Народный альбом"

Нет, что ни говори, а для того чтобы в полной мере осознать значимость почти любого явления культуры, в том числе и музыкальной, требуется время. Представляемый сегодня "Народный альбом" - яркое тому подтверждение. Увидев свет 5 лет тому назад, он вызвал восторг зрителей, валом поваливших на его презентации на самых разных площадках столицы республики - от Театра юного зрителя до киноконцертного зала "Минск", и в то же время привел в недоумение критиков, и посейчас безуспешно пытающихся причислить его к какому-то конкретному музыкальному жанру и определить, на каких все же исторических корнях он поднялся. Оно и к лучшему: не до конца разгаданная тайна дольше сохраняет свою привлекательность.

Бесспорно одно: появление "Народного альбома" существенно повлияло на развитие нашей музыкальной культуры. Подтверждение тому - выход вслед за ним серии блестящих продолжений (не подражаний!): "Святы вечар", "Я нарадзi›ся тут", "Крамбамбуля". О популярности же проекта свидетельствуют и его выход несколькими тиражами на родине, и успешный показ за ее пределами: в Польше и во Франции.

Концептуально альбом, включающий 27 разнящихся по стилю номеров, представляет собой драматургически выстроенную песенную сюиту. По уровню исполнения он, на мой взгляд, успешно продолжает традицию, заявленную некогда в популярнейшем тухмановском проекте "На волне моей памяти" (помните, восстановленное в новом прочтении "Вспоминайте иногда вашего студента"?), а если копнуть поглубже - то и знаменитый "Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера" (авторов, я полагаю, вы помните).

Впрочем, на концептуальной схожести названных проектов аналогии заканчиваются. Ибо "Народный альбом" - проект сугубо белорусский, который мог родиться только на этой земле. Что же касается конкретных его истоков, то, по словам идейного вдохновителя проекта и автора большинства текстов минского художника и поэта Михала Анемподистова, искать их следует в культурной среде, сложившейся в предвоенные 30-е годы прошлого века в обычном западнобелорусском местечке, где песни пелись как на белорусском языке, так и на русском, и на польском, и на идиш. Герои альбома - жители этого самого местечка, наставник Рагойша, Казик и Юзик, Настенька, Болек и Лелек и иже с ними, рассказывают свои истории языком простым, но не лишенным иронии, столь свойственной "памярко›ным жыхарам" нашего края. И любопытно: весь материал за исключением двух номеров - тонко выполненная стилизация под фольклор, что, собственно, и ввело в заблуждение некоторых критиков относительно его происхождения.

Немногие знают и то, что, кроме "сидишного" варианта проекта, существует и другой - полноценный музыкально-драматический спектакль, в котором песенные номера перемежаются остроумными диалогами героев. Спектакль планировался к постановке в Купаловском театре режиссером Николаем Пинигиным, однако отсутствие средств, к сожалению, не дало возможности довести начинание до конца. А жаль... Можно, правда, утешать себя тем, что фрагментарно спектакль играется на сценах студенческих театров Минска, вышел в книжном формате в соседней Польше, но...

Осталось добавить, что работа над созданием "Народного альбома" продолжалась около трех лет, а участвовали в ней, помимо упомянутого уже М.Анемподистова, известные теперь не только в нашей стране музыканты: написавший большинство мелодий и исполнивший значительное количество партий Лявон Вольский ("Н.Р.М."), певица Кася Камоцкая ("Новае неба"), Вероника Круглова и Дмитрий Войтюшкевич (экс-"Крывi"), Александр Помидоров... Впрочем, перечисление всех причастных к изданию альбома, займет не одну строку, поэтому назову только имена звукорежиссеров Анатоля Додзя и Сергея Лабандиевского, доказавших, что на голом энтузиазме у нас все еще можно делать проекты экстра-класса.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter