Вы не слышали о таком празднике? Вот и маэстро Александр Анисимов признается, что узнал о нем в интернете, и вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром решил к нему примкнуть, приурочив к красивой традиции концерт на завершение сезона.
— Александр Михайлович, наверняка приготовили что-то особенное?
— Сюрпризов сразу три. В программе — Гия Канчели, «Ламент» памяти Луиджи Ноно для скрипки, сопрано и большого симфонического оркестра. В Минске он будет исполнен впервые. Благодаря послу Германии Петеру Деттмару, большому, кстати, поклоннику нашего оркестра, удалось получить партитуру, она принадлежит немецкому издательству в Гамбурге. Я очень хотел сыграть эту пьесу. Несмотря на то что сочинение посвящено печальному событию — уходу из жизни гениального итальянского композитора Луиджи Ноно, это удивительно просветленная музыка, которая олицетворяет бессмертие души, красоты, веры в прекрасное. Не побоюсь сравнить ее с финалом «Аиды» Верди, на мой взгляд, Канчели и Верди — оба абсолютно гениальные композиторы.
— Для исполнения концерта приглашены два выдающихся солиста. Сопрано россиянки Ирины Крикуновой нашей публике хорошо знакомо, а вот французского скрипача Оливье Шарлье многие услышат впервые.
— Он выступал с нашим оркестром не раз, но перерывы были достаточно большими. Поэтому, если считать, что на каждом концерте примерно 70 процентов слушателей — это те, кто приходит в филармонию впервые или бывает там редко, то имя Оливье Шарлье основной части публики незнакомо. Он — профессор Парижской консерватории и популярный действующий солист. Мы давно с ним знакомы, не раз вместе выступали в разных странах. К слову, сначала он очень насторожился от предложения сыграть Канчели, не слышал этой музыки никогда. Я отправил ему запись и получил ответ: совершенно фантастическая пьеса!
— В афише еще и Малер — композитор сложный и для слушателя, и для оркестра.
— Я долгое время остерегался включать его в свою программу. Не был уверен, что это будет интересно не только мне. Публика не слишком привыкла слушать такую музыку. Поэтому долго тянул с этой идеей, года три откладывал. И вот теперь — случится. Это серьезный барьер, который преодолевает наш оркестр, серьезная ступень, на которую он восходит. И, думаю, мы можем позволить себе поверить в то, что и публике нашей будет интересно.
Симфония Малера «Титан» — кульминация программы. Она интересна своим философским содержанием, музыкальным наполнением, а самое главное — позитивом, который так редко можно услышать у этого композитора. Но это его первая симфония, он писал ее в хорошем, приподнятом настроении, тогда еще не омраченном перипетиями непростой судьбы. Это популярное на Западе произведение у нас давно не исполнялось. И третий сюрприз — первое исполнение нового сочинения нашего композитора Дмитрия Смольского «Ностальгия». В основе произведения — мелодия его самой первой симфонии, которую он написал, может, лет 50 назад. Своего рода новый творческий взгляд на собственную молодость.
— С какими оркестрами сегодня работает маэстро Анисимов?
— Недавно вернулся из испанской Памплоны, очень хороший там симфонический оркестр. Продолжается мой альянс с Самарским академическим театром оперы и балета. Причем прошлогодний успех в Москве с «Пиковой дамой» в этом году был закреплен номинацией на «Золотую маску» спектакля «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, одного из моих самых любимых оперных сочинений. Были интересные контакты с театрами Словакии. Надеюсь, в будущем сезоне состоится встреча с театром «Колон» в Буэнос-Айресе, в котором не работал уже лет 20 с лишним. Интересные предложения есть от филармонии в польском Быдгоще, от швейцарского и французского театров.
Государственный академический симфонический оркестр — один из старейших коллективов бывшего Советского Союза, в этом году он отметил свое 90-летие.
— Кто-то скажет: и чего дома не сидится?
— Для дирижера эти выходы в свет очень важны и нужны. Во-первых, есть в них краска политическая: как народный артист Беларуси я представляю свою страну и ее культуру по всему миру. Во-вторых, для любого художника важны новые контакты, встречи, впечатления. Ну и не последнюю роль играют заработки. Во всем мире дирижер — довольно высокооплачиваемая профессия. Это позволяет мне обеспечить семью, помочь детям, внукам. Но я никогда не сравниваю заработки здесь и там — это не красивые слова, а искренние. Я и музыкантам, которые нередко жалуются на низкую зарплату, говорю: да, она, к сожалению, не соответствует уровню образования, ведь почти 20 лет люди готовятся к профессии музыканта и, по сути, учатся ей всю жизнь. Но страна, где ты вырос, где получил возможность учиться, причем бесплатно, у высочайшего уровня педагогов, где ты воспитывался и чего-то достиг, дает тебе все, что может. И если это не устраивает, наверное, нужно менять профессию, где, может быть, зарплата выше.
— В этом сезоне вы дирижировали «Царскую невесту» в нашем оперном театре, замечательный спектакль получился. Зовут ли еще?
— Может, не так активно, как хотелось бы мне или зрителям. Но в следующем сезоне пригласили в день моего рождения дирижировать премьерный балет «Корсар». Второе предложение — концерт лауреатов Госпремии Беларуси, среди дирижеров я — единственный лауреат.
— Выходит, юбилей отметите на сцене оперного.
— Получается так. Но и в филармонии в октябре что-то придумаю. Вернее, уже знаю, что это будет. Поскольку в равной степени считаю себя дирижером симфоническим и оперным, сделаем с оркестром два премьерных концертных проекта: исполним оперу «Отелло» и «Торжественную мессу» Бетховена.
— В юбилейный год вас ожидает еще одно волнительное событие — вы стали номинантом на премию Союзного государства.
— Не ожидал, что это произойдет. Номинация — большая честь и большая заслуга всего оркестра, потому что выдвинуты наши программы с 2011 по 2016 год. Посмотрим, чем эта история закончится. Претенденты среди номинантов очень серьезные.
— Симфонический сезон вот-вот завершится. Какие планы на лето?
— Активный сезон на сцене филармонии закрывается, а лето идет по своему графику. Например, 8 июля открываем цикл концертов «Классика у Ратуши», его же будем и закрывать в августе. Есть приглашения на фестивали, мастер-классы. А в конце июля — официальный отпуск. Это время, когда я могу посвятить себя размышлениям о будущем, подготовиться к новому сезону. Люблю дома перебирать свои книги, диски, гулять по городу, зайти в нотный или книжный магазин. Во время таких бдений рождаются новые интересные идеи и мысли. В отпуске стараюсь быть больше дома, потому что в обычное время это мало получается.
svirko@sb.by