Премьера минского Камерного драматического театра Мужчина в подарок - легкий и непритязательный спектакль

Мужчина — лучший подарок

Премьера минского Камерного драматического театра «Мужчина в подарок» - легкий и непритязательный спектакль

Когда даришь презент, если он не ручной работы и куплен в универмаге, принято по негласной интеллигентской традиции сдирать с него ценник. Для того чтобы, с одной стороны, не ввергать именинника в ступор от цены, а в большей степени, как я теперь понимаю, чтобы не распространяться о его дешевизне. У премьеры минского Камерного драматического театра «Мужчина в подарок» как ценник ни сдирай, и так все понятно: не очень дорого.


Режиссер Наталья Башева в свое время пережила довольно громкий уход из Республиканского театра юного зрителя. Даже не зная всей подноготной той камерной драматической истории, оставалось диву даваться накалу страстей. Как будто речь шла как минимум о нефтяных скважинах, урановых рудниках, золотых приисках или бриллиантах мадам Петуховой. И хоть бы ТЮЗ тогда какие–то неслыханные призы и «Золотые маски» получал, удивлял одной премьерой за другой. Но нет, обыкновенный театр, если и была температура в постановках, то исключительно комнатная. Во время того скандала в ход шли открытые письма, статьи, выступления. На место Башевой заступил веселый усач Владимир Савицкий. А в 2013 году другой антагонист Башевой в том споре, директор ТЮЗа Юрий Кулик, скоропостижно ушел из жизни. Так что невольно и подумаешь: стоят ли творческое соперничество и война амбиций ни много ни мало — жизни? И когда наши деятели научатся хоть немного претворять в дело те принципы, за которые ратуют со сцены, — любовь и взаимоуважение?


Теперь Наталья Башева — как птица Феникс возродилась из театрального пепла и создала собственную площадку — Камерный драматический. И эта живучесть, профессиональная непотопляемость не может не вызывать восхищения. Как всегда, когда сталкиваешься с новым коллективом, хочется узнать: по каким правилам он собирается существовать? В чьи руки попало воздвигнутое здание? Оплеух общественному вкусу Камерный драматический явно давать не собирается. Также не намерен сокрушать основ психологического реализма, а будет, судя по недавней премьере, тихо–мирно идти в своей очереди за выручкой в кассу. «Мужчина в подарок» на самом деле оказался совсем не таким пошлым спектаклем, как казалось по названию. На сцене все чинно и благородно: кресло–качалка, бабушка с вязанием, чтение Диккенса вслух, розы и шампанское, новогодний антураж... Правда, потом во всем происходящем стали проступать черты пьесы Надежды Птушкиной «Пока она умирала», ставшей знаменитой после удачной киноэкранизации Олега Янковского и Михаила Аграновича «Приходи на меня посмотреть». Правда, ни на афише, ни в программках, которые в вечер премьеры просто отсутствовали, этого указано не было. Такой вот сюрприз. Для меня как для поклонника фильма — приятный. Сколько бы раз он ни шел, сажусь смотреть, запасаясь носовыми платками. Пусть этот финт с указанием первоисточника останется на совести постановочной группы. Может, просто забыли в спешке? Главное, чтобы сам автор был в курсе, что у него состоялась очередная премьера. Хотя имя Птушкиной вполне известно и любимо и могло бы привлечь дополнительное внимание к проекту.


У Натальи Башевой получился легкий и непритязательный спектакль, коих на нашей сцене множество. Нет здесь особых скрытых подтекстов, но режиссеру вполне удалось сохранить домашнюю интонацию пьесы, доверительность и камерность рассказа.


Пример Башевой стоит намотать на ус нашим театральным бонзам. Кресла худруков и главрежей, как показывает жизнь, крайне непрочны. Ножки у них то и дело расшатываются. Сегодня ты в фаворе, а завтра остался без работы. Не стоит ждать милости от природы, и, даже после того как оказался выброшенным из седла, стоит организовать свое дело. Только вот кажется, что с таким подходом и такими постановками Камерный драматический театр вряд ли вовлечет в свою орбиту новых поклонников таланта Натальи Башевой. Пока, правда, получается проект сугубо коммерческий, не более того. Посмотрим, что будет дальше...


Добрый зритель в 9–м ряду.

 

Советская Белоруссия №6 (24389). Вторник, 14 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter