Как из маленьких щенков вырастают служебные псы, наводящие ужас на преступников?

Мухтарами не рождаются, ими становятся

Как из маленьких щенков вырастают служебные псы, наводящие ужас на преступников? Журналист «Р» побывал в питомнике Департамента охраны.

Начальник питомника служебных собак Первомайского отдела охраны
Руслан Понкратов с молодым пополнением

В вольере резвятся малыши. Толстые лапы, смешные мордашки, каждый занят своим делом, — кто-то оттачивает зубки на пластиковой бутылке, кому-то хочется побороть в «рукопашной» друга. Старший инспектор-кинолог питомника служебных собак Витебского областного управления Департамента охраны Вячеслав Федосенко громко хлопает в ладоши: «Дети, дети! Сюда!». Щенки бросают свои занятия и стремглав мчатся к краю вольера. Усаживаются рядком и внимательно, склоняя головы то на один, то на другой бок, смотрят на командира. Ушки, как и положено, на макушке. Не картинка — загляденье. 

— Да они же действительно как дети, — улыбается мой экскурсовод. — Им и пошалить хочется, и поиграть. Пусть развлекаются, пока есть время. Скоро начнется курс общей подготовки — будет сложно. 

Оказывается, уже на третьем месяце своей жизни все щенки получают направление к месту службы и хозяина — за каждым персонально закрепляют кинолога. И вперед — в «школу». Примерно за год-полтора сегодняшним щенкам предстоит стать настоящими служебными псами, сдать все положенные нормативы. Первое тестирование — по курсу общей подготовки. Четкое исполнение команд: «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!», «Голос!», «Ползи!»  — это далеко не все. Собака должна научиться ходить рядом без поводка, прекращать свои действия по требованию кинолога, преодолевать семь видов препятствий на специальной полосе. Но самое сложное испытание — отказ от еды. На этом тесте «проваливается» большинство. Экзаменаторы-то хитрые, предлагают разные вкусности. Попробуй удержись! А на-стоящая служебная собака не должна брать еду из чужих рук. Это очень важно — преступники захотят воспользоваться слабостью пса, его могут отравить недоброжелатели. 

Недавно, кстати, непосредственно в деле с честью такое испытание выдержал Рой. Собаку вместе с кинологом Артемом Галецким задействовали в составе опергруппы, работавшей по расследованию ограбления сельского магазина. Рой быстро вышел на след преступников и привел оперативников на поле к стогу сена — там воры спрятали продукты питания, спиртные напитки и другое украденное добро. Думали, что «замели следы». Пес дармовыми колбасами не соблазнился и продолжил работу. Прямо от стога показал милиционерам дорогу к нужному двору в деревне. Там и задержали преступников.

На отлично сработали и Ялта с Романом Анненковым, когда поступил сигнал о проникновении в одну из аптек Витебска. Ялта разыскала во дворах 18-летнего парня и 17-летнюю девушку, причастных к преступлению. А те от страха сознались еще в одном — накануне украли велосипед.

На кухне.

— Собака незаменима в нашей работе, — утверждает Вячеслав Федосенко. — Она способна за десятки метров почувствовать притаившегося преступника. Поэтому при ночном осмотре охраняемого объекта первым всегда идет пес. В случае опасности он подаст сигнал, не только физически, но и чисто психологически нейтрализует злодея. Не каждый осмелится «противоречить» немецкой овчарке. 

Интересно, что раньше в витебских питомниках (их два) были и ротвейлеры. Опыт показал — «немцы» лучше, универсальнее. Теперь на весь областной штат четвероногих помощников, а это более 150 собак, приходится лишь одна бельгийская овчарка, остальные — немецкие. Своими подопечными милиционеры довольны. Работают в тесной связке и понимают друг друга с полуслова. 

Обращаю внимание на красивую овчарку, гордо возлегающую на газончике. У Бакси, рассказывает младший ин-спектор Александр Шлыков, выходной:

— Бакси всего полтора года, но она настоящий профессионал. Когда к нам приезжают кинологи из районов, она выполняет роль наглядного пособия, — показывает своим сородичам и их наставникам, как и что нужно делать. Ну а если служба позовет, — всегда готова. Мячик в ее жизни — главная награда. За право обладания им она выполнит любую команду. Я специально, как ребенку, даю соскучиться по игрушке, она видит ее не больше чем час-полтора в день. Зато радость настоящая, искренняя. 

Бакси как будто на уроке демонстрирует правоту слов хозяина. Нежно смотрит на свой мяч, ловит его прямо на лету и заботливо таскает в пасти, не оставляя вне поля своего зрения. Кто-то из инструкторов пытается забрать игрушку — пес не приучен противоречить и обижать окружающих. Но тем не менее хитренько придерживает мяч лапой. А когда на его драгоценность посягает настырный четырехмесячный Дукат, просто падает на мячик лохматой головой — попробуй достань! Дукат пробует и гордо уносит игрушку в зубах. Бакси ходит за ним следом, внимательно следит за действиями балованного «несмышленыша», чтобы, улучив момент, аккуратно, без споров и стычек, экспроприировать свое добро.

Не собака — человек. Причем очень воспитанный и дипломатичный. Впереди у нее  еще семь лет интересной, захватывающей службы. А какова судьба «пенсионеров»? Кинологи показывают мне вольеры, где содержатся «отставники». Их немного — всего пять-шесть.

Идет тренировка.

— «Пенсии» как таковой у служебного пса нет, — уточняет Вячеслав Федосенко. — После 8 лет с оперативной можем перевести на сторожевую работу. По рапорту собака может быть передана кинологу, но никаких продаж, усыплений и тому подобных акций не проводится. Это наши боевые товарищи, и отношение к ним соответствующее. Некоторые собаки доживают в питомнике до старости. Вот, например, Жак — ему уже 13 лет. Он на заслуженном отдыхе, состоит на довольствии, пользуется всеми привилегиями, выходит на прогулку.

Знакомлюсь с базой питомника по-ближе. Ванная — здесь псы купаются. Щенятник — обогреваемое помещение для молодняка. Малышей забирают у матерей в месячном возрасте. До тех пор мамы находятся «в декретном» — щенных и кормящих овчарок к службе не привлекают. Кроме того, они получают повышенное довольствие — в рацион вводится молоко и добавляется содержание мяса. Вообще-то кухня — это отдельный разговор. Впечатление такое, что здесь как минимум готовят пищу для воспитанников спортшколы. Строго выверенные рационы, до мелочей просчитанные меню. Обязательны витамины, микроэлементы и овощи. В морозильной камере — колбаса, мясо, фарш. 

— Мясо стараемся перемалывать на электромясорубке, так как наши подопечные бывают привередливы и выбирают из каши вкуснейшие куски, — раскрывает секреты готовки вожатая собак Светлана Шедько. — А так все по нормам. Четырехмесячные щенки уже получают взрослую пайку. Аппетит у подопечных отменный, так что жаловаться не приходится. 

У вольеров резвятся Нэп и Натаныч-Грей. По традиции щенкам из одного выводка дают имена на одну букву. Они уже приступили к овладению науками. После курса общей подготовки освоят специальную — научатся следовой работе, из десятков образцов смогут выбирать нужную вещь и человека, быстро отыщут стреляные гильзы и мастерски проведут обыск местности. Для закрепления знаний около четырех месяцев будут стажироваться в специальном учебном центре под Минском и получат там дипломы, после чего и займут свое место в милицейских рядах.  

Любой ли пес может стать служебным? Кинологи утверждают: да. Если, конечно, человек вовремя найдет дорогу к собачьему сердцу.

a_veresk@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter