Мудрость Таджикистана

В Минске обсудили значение таджикского Дня примирения

Именно она помогла народу этой страны достойно выйти из гражданской войны, жить в мире и согласии

Недавно Таджикистан отметил 15-летие Дня примирения нации, который стал поворотным в жизни страны и точкой отсчета дальнейших созидательных преобразований.

Опыт того, как благодаря твердой воле и исконной мудрости древнего народа можно искать и находить пути мирного разрешения и согласия в сложнейших ситуациях, был рассмотрен в Минске на международной научно-теоретической конференции «Таджикистан — 15 лет согласия и единства». Чрезвычайный и Полномочный Посол этой страны в Беларуси Козидовлат Коимдодов охарактеризовал наиболее важные моменты на пути к миру:

— 15 лет назад в Москве было подписано общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. Братоубийственной войне был положен конец. Что же стало ее причиной?

В начале 90-х годов ХХ века на общественно-политической арене Таджикистана начали появляться демократически настроенные общественные объединения и политические партии. Начали действовать Демпартия Таджикистана, поставившая своей целью создание правового демократического государства, Партия исламского возрождения Таджикистана, которая составила стержень объединенной таджикской оппозиции, а также ряд других партий и объединений, носивших сильный этнорелигиозный характер.

Это привело к кризису, начавшемуся осенью 1991 года. Причины его разные. Прежде всего — тяжелое экономическое положение страны. Экологическая катастрофа — следствие развития монокультуры хлопка. Региональное классовое мировоззрение, нашедшее свое выражение в острой политической борьбе между промышленно развитым севером, аграрным югом и неразвитым востоком республики. Еще — высокая степень религиозности населения и быстрое расширение партий и движений, претендующих на власть. Кроме того, ожесточенная борьба между бывшей коммунистической элитой и национально-демократическими, исламскими силами прибавила драматизма событиям.

Политическая жизнь вышла из-под контроля. В стране начались многодневные митинги, больше носящие характер борьбы группировок, образованных по региональным и идеологическим признакам. Митинги привели к созданию коалиционного правительства — «Правительства национального единства». Увы, и оно не могло погасить напряженность, охватившую общество. В стране воцарились безвластие и хаос, и уникальная возможность возродить Таджикистан мирным путем была утеряна. Государство стояло на грани не просто разобщенности, но и исчезновения.

От полной катастрофы и распада страну спасло решение исторической XVI сессии Верховного Совета Таджикистана 19 ноября 1992 года. Как участник тех событий, посол подтвердил: Эмомали Рахмон, избранный на сессии представителем парламента и одновременно главой государства, сумел объединить вокруг себя здоровые силы общества. Его соратники поддержали главный лозунг о консолидации народа. Именно эта логика, в противовес конфронтации, позволила Эмомали Рахмону вывести страну из политического кризиса за короткий период. В Таджикистан к местам постоянного жительства начали возвращаться беженцы.

Однако в это сложное для республики время исламская партия возрождения и другие силы за пределами страны организовали военно-политический блок — Объединенную таджикскую оппозицию, он выступил против официальной политики властей.

Гражданская война в Таджикистане стала одной из самых крупных и кровопролитных на постсоветском пространстве, серьезно повлияла на ход внутренней и внешней политики республики. По подсчетам экспертов, она нанесла экономический ущерб до 10 миллиардов долларов, унесла более 100 тысяч человеческих жизней. Внутри и за пределами страны оказалось свыше 1 миллиона беженцев.

Межтаджикский переговорный процесс продолжался почти 40 месяцев. В целом состоялось 8 раундов переговоров и несколько встреч на высшем уровне между президентом Эмомали Рахмоном и руководителем Объединенной таджикской оппозиции Сайид Абдулло Нури. Эти переговоры проходили под знаменем ООН и при участии стран-гарантов — России, Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Пакистана и Туркменистана.

В процессе реализации мер, предусмотренных соглашением, возникла идея создать общенародную организацию, охватывающую широкие круги населения, — Движение национального единства и возрождения Таджикистана.

Однако, подчеркнул Козидовлат Коимдодов, то, что должны были сделать структуры ООН, сделали страны СНГ. Посол отдельно отметил поддержку Беларуси. Так, в самое тяжелое для таджиков время Президент Александр Лукашенко первым из президентов независимых государств посетил Таджикистан с официальным визитом в апреле 2000 года и протянул братскую руку помощи.

А каково мнение о тех событиях других участников конференции?

— Событие, которому посвящена наша конференция, не имеет аналогов в новейшей истории, — подчеркнул первый заместитель председателя Исполкома СНГ Владимир Гаркун. — С течением времени его значение не девальвируется, а является примером. Даже в условиях жестокого вооруженного конфликта возможно достичь компромисса в целях мирного разрешения, казалось бы, непреодолимых проблем.

Сегодня независимый Таджикистан проводит сбалансированную, взвешенную, многовекторную внешнюю политику. Весом его вклад в организацию и совершенствование деятельности Содружества. В частности, в 2011-й — год председательства Таджикистана в СНГ — принят целый ряд основополагающих документов.

Если же говорить о двусторонних отношениях наших стран, то, помимо прочего, весьма плодотворным был прошедший год. В октябре состоялся официальный визит Президента Беларуси А.Г. Лукашенко в Таджикистан. Обсуждены перспективные направления двусторонних отношений, подтверждено обоюдное стремление к дальнейшему взаимодействию на международной арене. Подписаны важные соглашения, создающие новые благоприятные условия для дальнейшего долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества.

Михаил ШИМАНСКИЙ, лауреат Государственной премии Беларуси

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter