Мучное полнит склады

В 4 раза по сравнению с прошлым годом увеличились залежи невостребованной продукции на складах кондитерских предприятий.
В 4 раза по сравнению с прошлым годом увеличились залежи невостребованной продукции на складах кондитерских предприятий. Сегодня там скопилось около 4 тысяч тонн изделий стоимостью почти 9 миллиардов рублей. Предприятиям приходится арендовать под склады дополнительные помещения, в то время как витрины коммерческих киосков и магазинов заполнены импортными сладостями.

Жертвой перепроизводства уже стала минская фабрика "Слодыч". Работая по 3-4 дня в неделю, в этом году она периодически простаивает. С 1 октября фабрика в очередной раз остановилась. Смысла для выпуска 40 тонн печенья в день больше нет, на складе и так уже лежит около 700 тонн этой продукции. "Мы не можем и дальше выпускать печенье, иначе через три месяца вынуждены будем отправить его на утилизацию", - говорит заместитель директора по коммерческой деятельности Олег Марков. Именно такой срок годности у мучных изделий, выпускаемых предприятием, потому что в них нет консервантов.

Между тем еще в сентябре прошлого года на складах оставалось лишь 118 тонн продукции, а годом раньше залежей не было вообще. А все потому, что белорусское печенье не только все труднее продать на российском рынке, оно еще теряет и отечественного покупателя.

Чтобы конкурировать с зарубежными производителями, предприятию необходимо удешевить сырье. Сейчас "Слодыч" закупает, например, муку на минском хлебозаводе по 450 рублей за килограмм. Намного выгоднее было бы приобрести ее в России, там она дешевле. Однако полтора года назад правительство, желая оградить внутренний рынок от дешевого сырья, ввело разовые лицензии на импорт муки. Поэтому килограмм ее сегодня стоил бы фабрике 550 рублей. В сентябре этого года появилось подобное же постановление насчет маргарина.

И все же, несмотря на дорогое сырье, белорусский рынок должен был бы оставаться за нашим печеньем. Цена российского и нашего развесного примерно одинакова, а фасованное у нас стоит дешевле. Однако на прилавках магазинов все меньше и меньше "родной" продукции. Где-то проигрывает упаковка. А где-то - подход... товароведа. Многие специалисты по сбыту уверены, что в деле замешан личный интерес. Мол, российские сбытовики умеют найти способ отблагодарить руководство лояльного к их продукции магазина.

Белорусскому рынку в год нужно 85 тысяч тонн кондитерских изделий. Это примерно по 8,5 килограмма на человека. А наши предприятия сегодня производят более 100 тысяч тонн. При этом мощности загружены где-то на 80 процентов. И сбыть сладости все тяжелее. К примеру, по данным Министерства торговли за 8 месяцев этого года, наши граждане стали приобретать кондитерской продукции почти на пять процентов меньше, чем в прошлом. Экспорт в Россию в этом году уменьшился на 8 процентов.

По словам главного специалиста концерна "Белгоспищепром" Галины Панаскиной, у производителей конфет еще есть шансы освободить склады до конца года. "Коммунарка" и "Спартак", к примеру, на двоих реализовали 1.100 тысяч подарочных наборов. А вот мучная продукция остается под большим вопросом.

Что же в итоге? Понятно стремление правительства создать более благоприятные экономические условия отечественным мукомолам и производителям маргарина, пусть даже за счет дополнительных преград на пути импортной аналогичной продукции. Но есть ли ожидаемый результат? Увы! Российские мука и жиры все равно приходят на наш рынок, но уже в виде продукта с более высокой степенью переработки. Так не лучше ли избавить отечественных кондитеров от надуманных запретов и тем самым создать им более-менее равные условия с российскими коллегами?

Тем более что "Спартак" и "Коммунарка" доказали свою способность конкурировать с самыми известными фирмами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter