Мрак «одного окна»

Почему дебюрократизация ограничивается полумерами
Почему дебюрократизация ограничивается полумерами

Длинные очереди, ассоциирующиеся у людей с всесилием чиновников, готовых за определенную мзду избавить от унизительного пребывания в бюрократических коридорах, неопределенности, когда надо «идти не знаю куда и нести не знаю что», еще недавно были неотъемлемой частью государственной машины. Президент, обратив внимание на проблему очередей как фактор, дискредитирующий власть, поручил Правительству и местным органам власти в корне изменить ситуацию. В бюрократической стене должны были быть прорублены «окна», благодаря которым гражданину не придется больше обивать пороги различных служб: все его заботы берут на себя сами чиновники.

Как выполняется поручение Президента, к примеру, в Могилеве? Чтобы ответить на этот вопрос, я отправился в инстанцию, еще недавно вызывавшую массу критических замечаний и нареканий своих посетителей, — Могилевское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру (бывшее БТИ). Последний раз мне довелось быть в этом заведении летом прошлого года — решал личные проблемы. Внешне с тех пор изменилось главное: нет немыслимой толчеи в главном фойе, где оформляют все бумаги. Да и главный инженер агентства Тамара Богатко считает, что переход на работу по принципу «одного окна» только на пользу людям. Для того, например, чтобы одновременно получить документы на землю и находящееся на ней капитальное строение, человеку достаточно прийти один раз и написать заявление. Все остальное (что раньше приходилось делать самому) за него решат специалисты — и на место выедут, чтобы измерить земельный участок и изучить постройку, и решение сельсовета о выделении земли сами возьмут, и документы в землеустроительную службу сами направят. Конечно, делается это не за один день. Но все равно — удобства налицо. Для того же, чтобы получить документы, необходимые для переоформления квартиры, по словам Тамары Егоровны, человеку опять–таки надо один раз прийти на прием, а через три–четыре дня необходимые бумаги будут на руках у собственника недвижимости.

В общем, если послушать руководителя, остается восхищаться разворотливостью чиновников, избавивших людей от множества проблем. Но все, однако, оказалось не столь радужно, как хотелось бы.

За час–полтора, что я посидел среди посетителей Могилевского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру, наслушался многого. Могилевчанка Раиса Михайловна, пришедшая сюда получить документы для переоформления своей квартиры на сына, не уставала возмущаться абсурдностью ситуации, в которую попала.

— Первый раз, когда пришла сюда, — рассказывает мне Раиса Михайловна, — сначала выстояла очередь в один кабинет. Там меня внимательно выслушали и... дали талон на прием в другой кабинет. Вновь пришлось излагать свою проблему. Мне пообещали прислать специалиста, который осмотрит квартиру и даст заключение, что она не подвергалась перепланировке и соответствует тому, что зафиксировано в техпаспорте. Человек этот пришел дня через три. И сказал, что еще через несколько дней мне вновь надо будет посетить агентство. Вот сегодня и пришла. Сначала в отдельном окне взяла справку для налоговой инспекции — документ подтверждает, что квартира не заложена, не находится под арестом и т.д. А потом опять выстояла очередь в один кабинет за талоном. В другой — за документами — придется прийти уже на следующей неделе. Прикидывала, что если повезет, от подачи заявления до момента, когда необходимые бумаги окажутся на руках, пройдет около месяца. При менее благоприятном раскладе на все заботы может потребоваться и больше времени. Знаете, я бы, может, и не возмущалась — все привыкли к тому, что в БТИ всегда огромные очереди, в которых приходится проводить очень много времени. Но зачем в таком случае декларировать принцип «одного окна», по которому здесь якобы работают?

Пока рассматривал образцы заполнения различных заявлений, за спиной чуть до драки не дошло.

— Это мне на 14 часов назначено! — утверждала бабуля.

— Нет, мне! — отвечала ей женщина средних лет.

— Не спорьте, первым я пойду, — сказал как отрезал уверенный в себе человек. Показав в подтверждение серьезности своего намерения первым оказаться в заветном кабинете талон с надписью «14.00».

— Во какую ерунду придумали, — ехидно протянул оторвавшийся от газеты парень, — я здесь не новичок — который раз прихожу. И уже просек: на одно и то же время выдают несколько талонов, отличающихся лишь порядковыми номерами. Какие тут порой из–за этого бои разворачиваются... Одни кричат, что должны идти в порядке живой очереди, другие — согласно «купленным билетам».

— А ты чего здесь сидишь? — обратилась ко мне знакомая риэлтер, появившаяся среди посетителей. — Если надо, в 6 секунд решим твою проблему. Обратимся в одно — лишь мне известное — «окно». И гарантирую: больше приходить сюда и мыкаться по очередям не придется. Но, сам понимаешь, не за просто так...

Ага, то–то я обратил внимание на одну странность — к кассе, где оплачиваются услуги регистраторов, один за другим подходили сотрудники агентства. За что–то там рассчитывались и опять скрывались за дверями своих кабинетов. Думал, может, игра у них такая? А ларчик просто открывался...

Тех нескольких часов, что провел в очереди, недостаточно, дабы делать какие–то далеко идущие выводы. Потому просто поделюсь своими впечатлениями. С одной стороны, при всех новациях, вводимых в агентстве, кажется, будто ничего не изменилось. Откуда, в противном случае, недовольство людей, говорящих об «одном окне» как о некоем мифе и перечисляющих всевозможные рифы на пути к заветной справке? С другой — каждому, с его амбициями и претензиями, не угодишь. В то же время в коридорах стало гораздо меньше посетителей, чем было полгода назад, — это факт. Понятно, что далеко не все еще сделано в агентстве по государственной регистрации и земельному кадастру для того, чтобы полностью дебюрократизировать работу с людьми. Но к этому хотя бы стремятся...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter