Мой гараж — моя крепость

Кнут или пряник: Что может заставить «серые» СТО выйти из тени?

Что может заставить «серые» СТО выйти из тени?

Наверняка каждый автовладелец хоть раз стоял перед выбором: отогнать требующую ремонта «ласточку» в фирменный сервис, на официальную СТО или воспользоваться услугами знакомого автомеханика из гаража. У «дяди Вани» дешево, но не всегда качественно. В сертифицированном сервисе — дорого и тоже не всегда качественно. Поэтому выбор многих автовладельцев в пользу гаражных мастеров понятен. Государство между тем продолжает предпринимать попытки легализации услуг автосервиса. Как стимулировать гаражных мастеров к ведению законного бизнеса? Какие меры принимаются для этого сегодня и что нужно, чтобы автомобилисты стали доверять официальным автосервисам?

Темная сторона Луны

— Техобслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования в рейтинге востребованности у населения находятся на втором месте после услуг по ремонту и строительству жилья, — говорит Ирина Наркевич, заместитель министра торговли Беларуси. — При этом около 60 % услуг автосервиса оказывают юридические лица. Как показывают проверки КГК и других госорганов, нередко за красивой вывеской СТО скрывается ремонтная мастерская, работающая на скорую руку, ничего общего не имеющая с профессиональным автосервисом.

Какие же меры пресечения незаконной деятельности применяют контролирующие органы? Поскольку основная масса нелегальных услуг по ремонту автомобилей оказывается в гаражах, в уставы гаражных кооперативов могут включить новые условия. Например, об исключении из их членов тех, кто использует гаражи для незаконной предпринимательской деятельности. А нареканий к ним у властей много: от несоблюдения техники безопасности и экологических требований до потребления электроэнергии в количествах гораздо выше среднего по тарифам для физических лиц. К слову, списки Минэнерго, в которых видны наиболее «прожорливые» гаражные кооперативы и отдельные гаражи, отправляются в контролирующие органы: МНС, МВД и МЧС.

Взять на заметку могут не только подозрительный гараж, но и земельный участок, на котором расположена нелегальная станция техобслуживания. К владельцам подобных СТО могут применяться административные меры — штрафы до 100 базовых величин, конфискация предметов правонарушения, орудий и средств его совершения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности. А в некоторых случаях предусмотрена уголовная ответственность.

Большие возможности маленького бокса

Однако ставка в попытках легализовать автосервисы делается не только на кнут. Какие же пряники сулят гаражным мастерам, желающим выйти из тени?

Прежде всего, прорабатываются варианты специального налогового режима для СТО. Сейчас к юрлицам, занимающимся техобслуживанием автомобилей, применяют общеустановленный порядок уплаты налогов либо упрощенную систему налогообложения. Предприниматели в свою очередь ежемесячно уплачивают единый налог, ставка которого дифференцирована и зависит от места расположения объекта. В будущем же возможно введение так называемой разноуровневой системы патентов, где выручка не будет являться определяющей.

Кроме того, постоянно упрощаются процесс сертификации СТО и правила обслуживания транспортных средств организациями автосервиса. Так, с 1 июля 2011 года введен в действие стандарт «Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса. Порядок проведения».

— Хочу остановиться на трех принципиальных моментах нового стандарта. Во-первых, упорядочено оформление документов при оказании услуг СТО — заявка, оформление документа, подтверждающего заказ, акт приема-передачи. Во-вторых, если станция техобслуживания имеет техоснащение, техдокументацию, персонал, она может получить сертификат соответствия на выполнение заявленной услуги, в том числе на ремонт определенных категорий автомобилей, вне зависимости от своей категории. В-третьих, особое внимание уделено периодичности повышения уровня компетенции персонала организаций автосервиса, — поясняет заместитель министра. — Кроме того, Минстройархитектуры впервые разработало технический кодекс установившейся практики ТКП, который определил единые строительные нормы при проектировании объектов СТО.

Есть и еще одно предложение, которое владельцы гаражей наверняка встретили бы на ура. Суть в том, чтобы разрешить использовать эти помещения не только для хранения автомобилей, но и для их ремонта. Для этого потребуются поправки в соответствующий указ. И даже несмотря на то что этот шаг не решает проблему полностью, уполномоченные госорганы готовы на него пойти.

— Понятно, что с учетом требований пожарной и санитарной служб, Госстандарта перечень работ, которые можно производить в гараже, будет минимальным. В таком маленьком помещении ведь не установишь, к примеру, подъемник или покрасочную камеру. Но нет никакой гарантии, что, прикрываясь этим минимальным перечнем, владелец гаража не будет производить самые разные работы, то есть снова работать нелегально, — рассуждает Ирина Наркевич. — И тем не менее не исключаю, что заниматься определенными видами ремонта в гараже все же будет разрешено.

Кадры уже куют

Одной из причин непопулярности официальных СТО среди автолюбителей Минторг называет нехватку квалифицированных кадров. После бума на вторичном рынке автомобилей, когда, опасаясь высоких ввозных пошлин, белорусы импортировали большое количество требующих ремонта иномарок, около 40 % работников автосервисов, по данным Минторга, подались на вольные хлеба. Кроме дефицита персонала вообще, СТО испытывают явный недостаток узких специалистов.

— Например, в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и рабочих профессий не оказалось нужных для автосервиса специальностей. Профессия слесаря по ремонту автомобиля формировалась еще в те времена, когда по дорогам ездили лишь ГАЗы да ВАЗы. Такому слесарю, скорее, подойдет работа в сельхозтехнике, а не в автосервисе. Специальность рихтовщика кузовов также ориентирована, скорее, на машиностроение. Даже маляр был отнесен в общестроительный блок профессий, где фигурирует покраска стен, — говорит Ирина Наркевич. — Между тем работодатели ищут конкретно автодиагноста, автоэлектрика, автомаляра, которых до недавнего времени в ЕТКС еще не было. Совместно с Министерством образования и Белорусской автомобильной ассоциацией мы разработали перечень специальностей для нужд СТО. Только с конца 2011 года в ЕТКС появилась новая профессия — «автомеханик». Впервые в справочнике появилась профессия «кузовщик», профессия «маляр» изменилась в соответствии с требованиями автосервиса. На новые специальности уже набраны студенты.

«Почитайте журнал, выпейте кофе»

Ну а пока многие предпочитают официальным СТО знакомого гаражного мастера. И дело не только в относительной дешевизне. Качество у «нелегалов», сдувающих пылинки со своих клиентов, порой гораздо выше, чем даже в фирменных сервисах.

— Мы будем востребованы до тех пор, пока официальные автосервисы не начнут по-настоящему ремонтировать, а не просто брать деньги, — уверен Федор, десять лет занимающийся ремонтом и покраской автомобилей в гараже. — С их техническими возможностями делать ошибки просто недопустимо. Здесь клиенту объясняешь, что будешь делать, и показываешь результат. А на сервисе что? «Посидите, почитайте журнал, выпейте кофе, наши мастера займутся вашей машиной». Приехала как-то ко мне женщина, которой на СТО установили новую катушку. По документам. Открываю капот — три из четырех родные, одна бэушная.

Наряду с нечистоплотностью некоторые автосервисы, очевидно, страдают звездной болезнью.

— Хотел отрегулировать фары на «жигулях»-восьмерке. На автосервисе увидели, что за машина, — отказались предоставить услугу без объяснения причин. Более того, не показали сертификат и не назвали имя директора. Это разве нормально? — жалуется знакомый.

Не внушает оптимизма в отношении качества услуг официальных СТО и информация защитников прав потребителей.

— В последние годы много нареканий по поводу некачественного ремонта авто связано именно с официальными автосервисами. Основные жалобы — на непрофессионализм сотрудников СТО, ненадлежащее выполнение работ или их выполнение в недостаточном объеме, из-за чего, по мнению автовладельцев, дальнейшая эксплуатация автомобиля является небезопасной, — отмечает Тамара Бельская, юрист Белорусского общества защиты потребителей.

«Дайте просто работать»

…Но вернемся к нашему Федору. Он работает один по 10—12 часов в сутки. Месячный заработок — чуть больше тысячи долларов. Жизнь, по его выражению, «не в шоколаде». Поначалу занимался механикой, но потом переквалифицировался в автомаляры. Перекрасить машину у него стоит 1,5 тысячи долларов.

— Это «под ключ», с материалами и всем прочим. Работа на пять-шесть недель, все это время занимаюсь только этой машиной. В гараже камеру не поставишь, но красиво можно сделать и здесь, было бы желание. А бывает, и в камере халтурят: приезжает клиент, открывает бензобак, а у него пробка в цвет машины покрашена. Заклеить было лень, помыть потом — тем более, — улыбается он. — Я себе такого не позволяю.

Федор не скрывает: проблем хватает. Хотелось бы гараж пошире и подлиннее, «чтобы не стоять по струнке возле стенки». Не помешает и оборудование получше: например, пульверизатор не за 150 долларов, а за 600. Но он в свою очередь требует более мощного компрессора, а его не выдерживает относительно слабая сеть гаражного массива. Вот и приходится «выкручиваться». Но самое большое и опасное неудобство — отсутствие вытяжки.

— Любая пыль во взвешенном состоянии взрывоопасна. А у нас висит туман из растворителя. Сделать правильную вытяжку невозможно: я очень нагружу сеть, — Федор без обиняков признает, что рискует.

Так, может, стоит выйти из тени, создать свою маленькую станцию техобслуживания?

— Все опасаются бумажной волокиты и бесконечных проверок, — говорит Федор. — У нас одна просьба: дайте просто работать. Так много всяких нормативных актов, что если человек решил открыть свое дело, он будет только бумажки заполнять, а потом думать, из чего заплатить налоги, если работать было некогда! Я, конечно, не хочу очернять все автосервисы — там много классных специалистов. А среди гаражных мастеров хватает жуликов. Но пока дядя Ваня с отверткой будет делать лучше, чем на СТО, к нему будут ездить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter