Обзор телепремьер за неделю

Москва слезам поверит

«Москвич» от Ахматовой — Мама советского экрана — Железная леди — Со щитом или на щите

Ну и кем бы вы думали подписан диплом об окончании школы–студии МХАТ у народного артиста СССР Алексея Баталова? Естественно, женой Чехова, актрисой Ольгой Книппер–Чеховой. Лично у меня в голове, в которой только одни покемоны, сей факт не укладывается. Сколько же всего Алексей Владимирович видел и знает. Не будем показывать пальцем и на того, кто подарил Баталову его первый автомобиль, на зависть соседям, «Москвич». Но как же не указать, если был это не кто иной, как Анна Андреевна Ахматова! Мама актера дружила с Анной Андреевной. Только спустя годы Баталов стал догадываться, что атмосфера, в которой он рос, была далекой от радужной — шли репрессии. Весь смысл намеков, шепота, полутонов он стал понимать позднее.

Баталову повезло попасть в хорошие руки в кино. Снимался у Иосифа Хейфеца в картинах «Дорогой мой человек», «Дело Румянцева», «Дама с собачкой». Вторая волна популярности была связана с картиной Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», хотя сценарий поначалу особо не впечатлил. Позвонил режиссеру ночью: «Ладно, я буду у вас сниматься». Чутье подсказало, что такой жизненный материал — большая редкость. Документальный фильм «Я не торгуюсь с судьбой» показал двор, в котором вырос актер. А экскурсоводом выступила популярная актриса Анна Ардова, племянница Баталова.

Алексей Владимирович перестал сниматься задолго до того, как начались проблемы со здоровьем. «Иногда присылали сценарий, спрашиваю: «Ну а чем заканчивается история?» Отвечают: «Мы еще не дописали...» Я смеялся и вешал трубку», — вспоминает актер. Пришло время сериалов, и ни его фактуре, ни интеллигентности в этой эстетике уже не было места.

31 июля исполнилось 95 лет со дня рождения замечательной русской актрисы — Любови Соколовой. Ее героини — терпеливые, сострадающие, благородные, всепрощающие — навсегда остались в истории советского кино. «Преступление и наказание», «Тридцать три», «Белорусский вокзал», «Джентльмены удачи» — эти фильмы мы пересматриваем и сегодня. Часто Соколова играла в них всего лишь эпизоды. Но всегда запоминалась. Ее простота шла вразрез с жеманностью признанных звезд Тереховой или Дорониной. Она знала цену хлеба: пережила блокаду, в которой не выжили ее муж и свекровь. Однажды возвращаясь из булочной, она попала под обстрел, укрылась в ближайшем подвале. А потом в какой–то момент осталась с двумя трупами в ленинградской квартире. Из блокадного Ленинграда эвакуировалась и уехала к маме в Иваново. Может быть, поэтому уже позже всегда отказывалась от съемок в Ленинграде. После ВГИКа уехала работать в Германию в Драматический театр Группы советских войск, начала активно сниматься в кино только в 60–е годы. В итоге 389 картин! И чаще всего играла матерей. А ее единственный сын — Николай Данелия — умер в 26 лет.

90–летие «железной леди» советского кино, первой жены Сергея Бондарчука Инны Макаровой, телеканалы тоже отметили широко. Показали выпуск программы «Линия жизни», документальный очерк «Судьба человека». Макарова и сегодня довольно резка в оценках. И кажется, до сих пор с удовольствием вспоминает, как Бондарчук уже после развода и брака с Инной Скобцевой бродил под ее окнами.

Потрясающего актера, режиссера и рассказчика Владимира Басова в документальном очерке на телеканале «Культура» вспомнили его вторая жена актриса Наталья Фатеева, Михаил Ульянов, режиссеры Александр Митта и Лев Кулиджанов. Острый характерный Басов умел создавать запоминающиеся роли. Его персонажи из комедий «По семейным обстоятельствам», «Тридцать три», «Большая перемена» порой запоминались сильнее каких–нибудь основных героев. Даже своего худого Волка в фильме Леонида Нечаева «Про Красную Шапочку», снятом на «Беларусьфильме», он трактовал с шекспировским размахом. Басов и режиссером был потрясающим. Снял военную сагу «Щит и меч», впервые перенес на экран сложную драматургию Джона Бойтона Пристли в картине «Опасный поворот», в 1984 году снял еще один фильм по его знаменитой пьесе о кризисе типичной английской семьи «Время и семья Конвей». Образцовой экранизацией классики признаны его «Дни Турбинных» по Булгакову, изящен салонный детектив «Семь криков в океане». А его голос — действительно низкий, бархатистый, жилистый — не спутаешь ни с кем.

Сегодня талант Владимира Басова называли бы конвергентным. Но маэстро таких красивых слов не застал. И считал себя просто пахарем.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 149 (25031). Пятница, 5 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter