В Средиземном море погибло несколько сот нелегальных мигрантов

Море тревоги

Средиземноморье — особый геополитический регион. Колыбель цивилизаций, пространство, соединяющее различные культуры, пожалуй, самое космополитическое место на планете. Но сегодня в его акватории разворачивается жуткая трагедия. И эти лазурные воды все чаще называют Мертвым морем.


Последняя беда, когда на затонувшем корабле погибло несколько сот нелегальных мигрантов, всколыхнула мир. Как такое стало возможным? Лидеры Европейского союза собираются на чрезвычайное совещание, чтобы принять экстренные меры. Но ведь это уже далеко не первый печальный инцидент. Новости о нелегалах, атакующих европейские берега, напоминают сводки с фронта. Только в текущем году при попытке попасть в Европу погибло свыше 1,6 тыс. человек, а за последние 20 лет число таковых достигает 20 тысяч. Проблема имеет глубинные корни, которые не выкорчуешь увеличением финансирования или улучшением технического оснащения береговой службы.

Первой причиной этой проблемы является сама миграционная политика Евросоюза. Потенциальные беженцы со всех концов света прекрасно знают: каким бы незаконным образом они ни прибыли к берегам стран ЕС, какой бы сомнительной ни была их личная история, они непременно получат приют, материальную поддержку и достаточно радужную перспективу закрепиться в Европе. Часто эти люди беспредельно далеки от той либеральной идеологии, которую исповедуют в Евросоюзе. Чего стоит только недавний случай, когда с перегруженного корабля человеческий «балласт» сбрасывали по религиозному принципу.

Вторая причина резкого ухудшения ситуации с мигрантами – последствия так называемой «арабской весны». В ее разгар, когда на Западе политики произносили одну вдохновенную речь за другой о светлом будущем демократического Ближнего Востока, многие эксперты (в том числе и в Беларуси) предупреждали, что эта эйфория может обернуться катастрофой и хаосом. Так и случилось. Более-менее демократический режим создан только в Тунисе. Ливия и Сирия охвачены гражданскими войнами, возникла новая серьезная опасность — «Исламское государство». США и ЕС пришлось смириться с военным переворотом в Египте, в ходе которого отстранили от власти «Братьев-мусульман».

Все это не могло не породить новой волны миграции, а вместе с ней и мафии, зарабатывающей неплохие деньги на организации переправки беженцев. Кстати, прежние лидеры, сметенные волной «цветных революций», сдерживали и регулировали поток миграции. Важнейшую роль в этом играл Муаммар Каддафи. Его согласие сделать Ливию своеобразным фильтром на пути африканцев, желающих попасть в Европу, стало одним из условий сближения ЕС и Триполи в 2005—2008 годах.

Обстановка становится все более тревожной. С начала года на итальянский берег высадились более 70 тысяч человек. В бедной, погрязшей в долгах Греции проживают уже около 1 млн. мигрантов. Испанские анклавы в Африке Мелилья и Сеута находятся на осадном положении, окруженные палаточными лагерями африканцев, периодически устраивающих штурмы пограничной зоны. Операция «Маре Нострум», которую проводила Италия при поддержке Евросоюза с целью урегулировать ситуацию за счет усиленного патрулирования и создания новых центров приема беженцев, фактически провалилась.

Сейчас очевидно, что при сохранении прежней миграционной политики ЕС и отсутствии мира в регионе никакие технические меры дело не улучшат.

Эта ситуация напрямую затрагивает и Беларусь, учитывая нестабильную ситуацию в Восточной Европе. Кроме того, в случае закручивания гаек на средиземноморском направлении доставки беженцев не исключено, что мафиозные кланы, которые контролируют этот бизнес, могут переключиться на другие участки границы ЕС, в том числе и белорусский. В связи с этим уже сейчас нужно принимать превентивные меры. А сотрудничество по линии миграционной политики должно стать одним из приоритетов во вновь переформатированном «Восточном партнерстве». Хватит ли для этого политической воли, покажет ближайшее время.

gigin@belta.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter