Монополист с... протянутой рукой

Скандал с выселением коммерческих аптечных киосков из лечебных учреждений несколько отодвинул на второй план проблемы аптек государственных, хотя для них уже давно настали тяжелые времена.
Скандал с выселением коммерческих аптечных киосков из лечебных учреждений несколько отодвинул на второй план проблемы аптек государственных, хотя для них уже давно настали тяжелые времена. "Положение просто катастрофическое", - заявила на недавнем пленуме профсоюза работников здравоохранения от имени двух тысяч представителей отрасли заведующая одной из брестских аптек Татьяна Заровская.

Иначе, как патовой, ситуацию не назовешь: с одной стороны, предприятия ГУП "Белфармация" вынуждены жить по законам рынка, с другой - нести функцию социального регулирования. Они одновременно и кредиторы больниц и поликлиник, которым лекарства долгое время отпускаются в долг, и вечные должники поставщиков, прежде всего концерна "Белбиофарм". Причем и с той и с другой стороны счета только накапливаются. Скажем, по Брестской области задолженность по льготным и бесплатным рецептам не покрыта лечебными учреждениями даже за 2001 год, и при существующих темпах оплаты Пинскому ТМО понадобится 29 (!) месяцев, чтобы рассчитаться по долгам. Вполне возможно, что через два с лишним года отдавать их будет просто некому. Ведь аптеки уже сегодня с превеликим трудом оплачивают поставки, "вымывается" ассортимент, пополнять же его часто можно лишь с риском в будущем предстать перед хозяйственным судом. С предприятий "Белфармации" в судебном порядке уже взыскиваются проценты по кредитам, немалые неустойки - это значит, они полностью лишаются прибылей. Зарплата упала в среднем до 155 тысяч рублей. И это при том, что работники аптек и так обойдены целым рядом выплат, например, доплатой за квалификационную категорию. Странная получается ситуация: у фармацевтов в управлениях здравоохранения есть надбавки за особые условия труда, а у "Белфармации" - нет. Где же справедливость? Похоже, ответ на этот вопрос многие аптечные работники уже устали искать и просто уходят в коммерческие структуры.

"Белфармацию" часто называют монополистом, намекая на ее особые, "доверительные" отношения с государством. У Татьяны Заровской на этот счет свое мнение: "Монополисты-то мы вынужденные!" Дело в том, что почти 60 процентов предприятий в той же Брестской области составляют аптеки сельские и производственные, для частников этот сегмент рынка непривлекателен ввиду своей очевидной убыточности. Что такое производственная аптека? Это прежде всего дополнительные специальные помещения да хлопотное производство многих тысяч флаконов лекарств, которые на выходе будут в 2 - 3 раза дешевле заводских. Какой здесь может быть коммерческий интерес? Но ведь до бесконечности работать себе в убыток не в состоянии и государственная аптечная сеть, тем более в сложившихся экономических условиях, когда монополиста от банкрота иной раз отделяет один шаг.

Реакция Минздрава на жалобы фармацевтов достаточно сдержанная. Как отметил заместитель министра здравоохранения Виктор Руденко, "если бы мы не поддерживали вас, черные времена наступили бы еще раньше". Действительно, к частным аптекам при лицензировании предъявляются куда более жесткие требования, чем к государственным; последним, к примеру, предоставляется преимущественное право в "освоении" территорий лечебных учреждений, но, увы, этих и других послаблений явно недостаточно, чтобы вернуть отрасли финансовую стабильность. Поэтому Минздрав готовится к шагам во многом революционным. Видимо, уже на осенней сессии парламента депутатам будет предложено внести изменения сразу в 7 - 8 законов, чтобы наконец регламентировать отпуск по льготным рецептам сугубо в пределах Перечня жизненно важных и необходимых лекарств. Для населения, конечно, эта мера непопулярная, но иного выхода штаб отрасли не видит. "Бесплатным будет только то, что государство может себе позволить", - подчеркивает Виктор Руденко. Другой вопрос, насколько государство поможет выбраться из долговой ямы аптекам, ставшим заложниками ситуации. Пока же предприятия "Белфармации" попросили потерпеть до конца года, пообещав, что в будущем будет сделано все, чтобы уравнять условия их существования с частным сектором. Негоже ведь монополисту ходить с протянутой рукой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter