Молочные реки в крутых берегах финансов

Сможет ли рядовой покупатель компенсировать убыточность производства? Молоко, кефир, творог - самые массовые продукты питания.
Сможет ли рядовой покупатель компенсировать убыточность производства?

Молоко, кефир, творог - самые массовые продукты питания. Их к деликатесам никак не отнесешь. Однако не секрет, что производство этих изделий сегодня хронически убыточно. Разрубить гордиев узел финансовых проблем отрасли призвано постановление Минэкономики N 159, приостанавливающее с 1 августа до 1 октября действие предельных отпускных цен на социально значимую молочную продукцию.

Как указывается в принятом документе, теперь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставлено право формирования своих цен на молоко и молочную продукцию исходя из экономически обоснованных затрат на производство, качества продукции и конъюнктуры рынка. Что же скрывается за этой казенной формулировкой? По большому счету, предпринята попытка дать свободу ценам в доселе самом "защищенном" сегменте рынка. Как объяснили в пресс-службе Минэкономики - "в качестве эксперимента". Потому и оговорен предельный срок - 1 октября.

Однако, судя по всему, никто из производителей открывшейся возможностью поправить свое финансовое положение за счет повышения цен воспользоваться не спешит. Хотя чисто экономические соображения подсказывают именно этот вариант действий. Так, директор столичного МОУП "Гормолзавод N 3" Нина Долич сообщила, что сейчас молоко и молочная продукция имеют отрицательную рентабельность производства от минус 17 до минус 30 процентов в зависимости от разновидности изделия. Что это значит? Это серьезные убытки, которые надо за счет чего-то покрывать. Конечно, самый простой способ - поднять цены на выпускаемую продукцию. Чтобы выйти "по нулям" (то есть без убытков), по некоторым оценкам потребуется повысить стоимость молока и молокопродуктов примерно в 1,7 - 2 раза. И такое право производителям сейчас вроде бы дано. Дано, но... Из разговоров корреспондента "СБ" с руководителями некоторых столичных молокозаводов выяснилось, что пока никто таким правом воспользоваться не торопится. Все понимают: резкий подъем отпускных цен заводов обязательно приведет к такому же резкому взлету розничных цен на прилавках магазинов. Крайними окажутся пенсионеры, молодежь и другие малообеспеченные слои населения. А торговля не сможет компенсировать этот удар. Ведь сегодня универсамы и гастрономы имеют право накидывать не более 15 процентов к стоимости того же молока и кисломолочных продуктов. Для них с финансовой точки зрения это тоже крайне мало, если не сказать - разорительно. Ниже некуда.

Понятно, что экономика производства и реализации молока и молочных продуктов, образно говоря, трещит по швам. Руководство промышленности сейчас пребывает в тягостном раздумье: как увеличивать цены, на сколько?.. Или оставить все как есть? Впрочем, последний вариант наименее вероятен. Дело в том, что, по некоторым данным, молокозаводы в этом смысле очень сильно могут подстегнуть поставщики сырья. Если они "отпустят" свои закупочные цены, то сегодняшний уровень убыточности покажется изготовителям кефира и творога просто-таки идиллическим. И тогда неизбежно сработает "принцип домино" по всей цепочке от коровника до гастронома. Что ж, будем надеяться, что оптимальное, без шараханья в крайности, решение проблемы в ближайшее время все-таки удастся найти.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter