Молочно- нефтяные интриги с «калийным душком»

Вот сейчас его руководитель Геннадий Онищенко публично пригрозил нам очередной торговой войной

За разоблачение российских калийных махинаторов Россельхознадзор торопится отыграться на белорусском масле и твороге

Вот сейчас его руководитель Геннадий Онищенко публично пригрозил нам очередной торговой войной

По его словам, только в Московской области они обследовали 240 образцов белорусской молочной продукции. При этом 72 из них, или 30 процентов, не соответствовали показателям качества и безопасности. Вопросы возникли по творогу и сливочному маслу, которые выпускаются в ОАО «Савушкин продукт», «ГМЗ №1» города Минска и другими предприятиями.

Примечательно, что претензии к белорусской молочке у господина Онищенко появились сразу после того, как в Минске был задержан глава «Уралкалия» Владислав Баумгертнер по обвинению в превышении должностных полномочий, заключавшихся в создании жульнических схем. Это позволило «Уралкалию» изолировать «Беларуськалий» от коммерческой информации и сбывать продукцию по заниженным ценам, тем самым нанеся ущерб белорусской стороне в 100 миллионов долларов.

Конечно, господин Онищенко не признался в истинной подоплеке необоснованных, по мнению экспертов, претензий к качеству нашей молочной продукции. Однако его заявление о том,  что «пока никаких санкций к Беларуси применяться не будет», и он рассчитывает, что «белорусская сторона примет необходимые меры», звучит двусмысленно. Мол, понимайте, как знаете: речь идет об усилении ветеринарного и санитарного контроля на молочных предприятиях или о прекращении уголовного преследования российских махинаторов калийного рынка. В случае ограничения поставок из Беларуси дефицита молочных продуктов, по мнению председателя правления «Союзмолоко» Андрея Даниленко, в России не ожидается. Место белорусских предприятий займут поставщики из других стран — вплоть до Латинской Америки.

Напомним, что с подобным мы уже сталкивались после российско-белорусского газового конфликта в 2010 году. Тогда Россельхознадзор запретил импорт продукции четырех крупнейших в республике производителей: ОАО «Борисовский молочный комбинат», ОАО «Осиповичский молочный комбинат», ОАО «Березовский сыродельный комбинат», ОАО «Бабушкина крынка» — «в связи с неоднократными выявлениями антибиотиков тетрациклиновой группы».

Три года назад введение молочного эмбарго в Беларуси однозначно расценили как политическую акцию и доказали свою правоту не на словах, как господин Онищенко, а на деле. Ветеринарная служба страны провела детальное обследование названных предприятий и выпускаемой ими продукции. На Борисовском молочном комбинате, к примеру, было установлено, что каждая партия молока, которое вырабатывается, проходит всесторонний контроль, независимо от того, на какой рынок она поступает. Тем не менее претензии появились только у Россельхознадзора, причем протоколов исследований он не представил. В ОАО «Осиповичский молочный комбинат» каждую партию продукции также проверяли в обязательном порядке, и никаких протоколов от россиян не поступало. Руководству предприятия также не предоставили никаких протоколов.

Мифы о некачественной белорусской «молочке» тогда развеялись сами собой после урегулирования спорных политических и экономических вопросов на самом высоком межгосударственном уровне. Сегодня же складывается впечатление, что российская сторона, несмотря на заявления о честном и открытом партнерстве в рамках Союзного государства, уклоняется от принципиального разговора по той же калийной проблеме. Если мы называем вещи и факты своими именами, то там, чтобы надавить на Беларусь, используют старые крапленые карты от господина Онищенко и не только. Вице-президент «Транснефти» Михаил Барков сообщил, что с 1 сентября его компания уменьшит на 400 тысяч тонн объем поставок нефти в Беларусь в связи с ремонтом на нефтепроводе «Дружба». Утверждая, что некоторые участки трубы находятся в критическом состоянии, он не стал уточнять, сколько времени могут занять работы. А ведь сокращение поставок в первую очередь коснется таких наших промышленных гигантов, как Мозырский и Новополоцкий перерабатывающие заводы. Видимо, и господин Барков рассчитывает ремонтироваться до полного прекращения калийного дела.

Судя по твердой позиции Следственного комитета Беларуси, вряд ли он этого дождется. Собранные материалы дают основания для возбуждения уголовного дела в отношении главного акционера «Уралкалия» Сулеймана Керимова, а также ряда других лиц, в том числе и из числа граждан Беларуси.

Олег КАМИНСКИЙ, « БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter