Молитва мытаря

Стриженая непокрытая голова склонилась под образами.
Стриженая непокрытая голова склонилась под образами. Губы шептали раскаяние. Ноги в спортивном трико согнулись и замерли в коленопреклонении. Священник был рядом. В СИЗО N 1 шла исповедь...

В этом покое непраздничная одежда прощалась, впрочем, как и многое другое. Бывшая тюремная камера, в которой происходило действо, отличалась от других - теперь здесь находилась молельная комната: с иконами, лампадой и аналоем. Только на окне не витражи, а решетки. Только не простор храма, а узкие стены...

"Все нормально?" - заглянул человек в погонах. "Конечно", - ответил отец Василий и вручил парню книги. Тот попросил еще свечей, календариков и спросил, как читаются слова на церковнославянском. Вскоре за ним пришли. Ему сидеть еще одиннадцать лет...

Ныне ж скорбь и болезнь обретох и имя Твое призываю.

(Из Молитвослова для заключенных)

Ответственный за тюремное служение Белорусской православной церкви Василий Литвинко несет послушание почти десять лет. Ровно столько, сколько существует в стране тюремное служение. Эта прерванная после революции 200-летняя традиция возобновилась благодаря новой политике. Вследствие чего Комитет исполнения наказаний при МВД и Белорусский Экзархат подписали соглашение о сотрудничестве.

Вскоре в исправительных учреждениях появились молельные комнаты, часовни, домовые церкви и храмы. Даже находясь в местах лишения свободы, у человека остается свобода внутреннего выбора. Тех, кто выбрал дорогу в храм, сегодня, правда, еще не много. В исправительной колонии строгого режима в Новосадах таких лишь 20 человек (из более чем трех тысяч заключенных). Но так ли это мало? Ведь едва ли не половина осужденных попадает в колонии повторно. Не осознав вины и не раскаявшись до конца один раз, вряд ли испытаешь угрызения совести во второй... Мне показалось, у тех двадцати - другие лица. Я фотографировала их, молящихся в церкви, и, выбирая ракурс, нечаянно заступила за алтарь. "Туда нельзя, - сказал один из парней, - это святое". Чуть позже мы познакомились.

Сергей родом из Гомеля. Осужден на 10 лет за угон автомобилей. Четыре из них отбыл, два сняли по амнистии, скоро переведут на вольное поселение.

- Я пришел к Богу через большие скорби - попал в тюрьму, заболел туберкулезом, потом от меня ушла жена и перестали приходить письма из дома. В отчаянии начал читать житие святых... Мне очень помогал отец Александр из Свято-Воскресенского собора города Борисова.

- Как относятся к тебе сокамерники?

- Здесь людей судят по поступкам. Сперва и недоверие было, и смех. Но потом, видя, что я не лицемер и ничего недостойного не делаю, стали даже уважать. Иногда за советом обращаются, вопросы задают. Ведь как бы внешне человек ни показывал свое небрежение к вере, душа-то дарована Богом, и в глубине ее все равно происходит нравственная борьба, какие-то помыслы о Боге...

- Когда выйдешь на свободу, будешь посещать храм?

- Обязательно. Я понял: что бы ни случилось в жизни - от церкви отходить нельзя. И если я задался целью изменить свою жизнь и больше не попадать в эти места, то церковь - это как якорь спасения, за который можно зацепиться и держаться.

"Но Господи, Господи!

Не попусти мне погибнути со беззаконьми моими..."

Не знаю - так или иначе, - но что-то подобное наверняка мог говорить один парнишка, с которым мы в детстве в одной компании бегали купаться на речку. Он не был из благополучной семьи, рос, как трава в степи, был слишком отчаянным и озорным. Казалось, не останови его вовремя - занесет, не вытянешь. И занесло - в тюрьму за разбой. В деревне этому не удивились, удивились другому - его возвращению. Он пришел не матерым уголовником, нет - он пришел верующим христианином-баптистом, был вежлив, чтил Бога и очень хотел построить в деревне храм.

Местные не верили, ухмылялись, не доверяли. А потому не удивились и даже позлорадствовали, когда парень, года два пробыв на свободе, вновь "загремел" в тюрьму. Как сложилась его дальнейшая судьба, не знаю. Не интересовалась, хотя и не могла забыть - из-за какой-то навязчивой, неоформленной тревожной мысли, которая не давала покоя. В разговоре с отцом Василием она четко облеклась в слова. "Мы тоже в чем-то виноваты за то, что эти люди лишились свободы, - говорит отец Василий, - ведь где-то могли остановить их, где-то не обидеть, где-то не провоцировать". Инструктор по воспитательной работе СИЗО N 1 Минска Римма Владимировна приводит пример: "Буквально на днях у нас ушла женщина по этапу за убийство. Что произошло? Резала мясо на шашлык, пришел муж, начал ее оскорблять. Позже выяснилось: делал он это неоднократно, да еще и с кулаками. Она в порыве гнева его и "приговорила". Трудно, - говорит видавшая виды воспитатель, - обсуждать эти преступления, потому что неизвестно - кто бы там кого..."

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью от 12 июня 2003 года разрабатывается программа дальнейшего сотрудничества МВД и БПЦ в сфере тюремного служения и социально-психологической адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. "Даст Бог, - говорит отец Василий, - у нас в ближайшее время появится центр реабилитации для освободившихся, подобный тому, который действует при ГУВД Мингорисполкома". По проекту это будет дом в деревне, где все желающие смогут жить в труде и молитве столько, сколько потребуется времени для восстановления документов, поиска работы и т.д. Люди, только-только вступившие на честный путь, не останутся одни.

Облегчи бремя бедствия моего.

Из справки Комитета исполнения наказаний при МВД: "Священнослужители православной конфессии оказывают посильную помощь учреждениям в обеспечении верующих осужденных религиозной литературой, церковной утварью, стройматериалами для строительства храмов (ИК-4, 17, ЛТП-1), денежными средствами в общественный фонд осужденных (ИК-10), одеждой, обувью по сезону для освобождающихся (ИК-4,14,24, ИКП-21), постельным бельем (ИК-11), продуктами питания к церковным праздникам (ИК-11, 14), оказывают помощь в трудоустройстве освобождающихся (ИК-20), организовывают концерты духовной музыки; беседы, лекции для сотрудников и осужденных на духовно-нравственную тематику".

- Отец Василий - прекрасный человек. И литературу он найдет, и поможет, и никогда ничего не забудет, и вызовет, и посоветует. Приятно с ним поговорить, - рассказывают заключенные СИЗО N 1 г. Минска.

Именно там проводит службы отец Василий. Его действительно знают и любят. Его помощь ощутима - от облегчения исповедью до вполне осязаемой материальной помощи, например, в виде детской коляски, пеленок, распашонок и памперсов - недавно в СИЗО у заключенной родился малыш.

- Я хожу к отцу Василию уже 4-й год, - рассказывает Тамара, осужденная на 8 лет за экономическое преступление. В ее камере - Библия на книжной полке, иконы в углу.

- У меня часто здесь было такое состояние, - продолжает женщина, - когда просто не хотелось жить. Если б не отец Василий... Он мне как духовный отец. С ним можно говорить обо всем, о чем лучше молчать в камере.

У Тамары тяжелая судьба. Потеряв все, уже находясь в СИЗО, она узнала о смерти мужа. На свободе оставались двое сыновей - предмет постоянного страха и волнений. Однажды она получила письмо от младшего из них: "Я молюсь каждый день Богу, чтобы тебя выпустили. Но Бог, наверное, меня не слышит. Наверное, он занят кем-то другим. Но ничего, мама, у него время появится, и он меня услышит, и тебя когда-нибудь выпустят..." После письма Тамара больше не смогла себя контролировать. Это был срыв, это была женская истерика, материнский вой по покинутым детям. Был скандал с надзирателями... "И снова спасибо отцу Василию, - говорит Тамара. - Если бы не он и не Римма Владимировна (инструктор по воспитательной работе), не знаю, какими могли бы быть последствия... Только их слова до меня доходили".

В Комитете исполнения наказаний при МВД уверены, что священнослужитель может содействовать адаптации и снятию психологического кризиса у осужденных, поддержать информацией о христианском служении и духовных ценностях, познакомить вновь прибывшего хотя бы с одним христианином, который может стать его другом.

Помози мне и уразумети, и возненавидети неправду мою...

- Вы знаете, - говорит отец Василий, - из-за того, что нет ни сил, ни времени, меня иногда совесть мучает, что не всем ответишь, не всех увидишь, не всех услышишь... Сегодня более 40 священнослужителей несут свое послушание на ниве тюремного служения. Но их число удвоится, когда будут закреплены священники за исправительными учреждениями открытого типа. Мы в преддверии этого события.

А сейчас, по благословению Владыки Филарета, хотим написать икону для находящихся в местах лишения свободы "Во узах сущим утешения", а также готовим к изданию второй выпуск Молитвослова для заключенных.

Что же касается судеб верующих осужденных... Не могу говорить обо всех, но о многом красноречиво поведал один факт. В поездке в Новосады меня сопровождал помощник отца Василия - Игорь. Только позже я узнала, что "родом" он из той же колонии! Именно там он принял веру, именно он приложил усилия к созданию в колонии православной общины и храма, над которым трудились сами заключенные - писали иконы, вырезали скульптуры, создавали фрески. Сегодня это одна из красивейших церквей, созданных руками заключенных. И в ней сегодня другие осужденные приходят к вере. "За примерное поведение Игорь был освобожден досрочно, - рассказывает отец Василий. - Человек действительно поменялся в корне и сегодня является моим помощником в сфере тюремного служения".

Руководители исправительных учреждений также говорят о хорошем влиянии веры: "Анализ деятельности православной церкви на территории колонии, - считает Ю.В.Жогаль, заместитель начальника минской ИК-1 по организации исправительного процесса, - убедительно доказывает: процент верующих среди нарушителей дисциплины крайне низок, осужденные, участвующие в таинстве покаяния (исповеди), уже на подсознательном уровне становятся более восприимчивыми к процессу исправления, они мыслят и поступают адекватно обстановке, анализируют свои поступки, пытаются сохранить свои социально полезные связи, готовятся к жизни на свободе. Можно смело утверждать, что истинно принявшие к жизненному руководству Слово Божие крайне редко возвращаются к преступному образу жизни".

Помози мне, Господи, творити во всем Твою волю, да в мире совести прославлю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter