О сексуальном насилии в семье

Молчание ягнят

Невозможно себе представить, что чувствует ребенок, ставший жертвой сексуального насилия со стороны родителей
Обидеть ребенка легко, особенно взрослому. Можно отобрать игрушки, пустить в ход ремень и даже ранить словом. Психологи говорят: даже такие классические методы наказания могут оставить след на всю жизнь, сказаться на его неокрепшей психике. Но невозможно себе представить, что чувствует ребенок, ставший жертвой сексуального насилия со стороны родителей, родственников или маньяков. Обычно несовершеннолетний терпит до последнего, и только когда предел терпения исчерпан и он стоит на грани между жизнью и смертью, начинает говорить. И исповедь эта не для слабых духом.

На прошлой неделе при прокуратуре Гродненской области впервые начал работу общественный совет. Это известные в городе люди, способные оценить работу милиции в разных аспектах. И не только оценить, а предложить конкретные действия.

…Потухшие глаза, поникший взгляд, плохое настроение, немотивированная агрессия. Может, стоит прямо сейчас оглянуться и посмотреть, нет ли рядом с вами такого ребенка? Как часто взрослые списывают эти признаки на переходный возраст. За примером далеко ходить не надо. Учителя одной из лидских школ давно махнули рукой на «трудную» старшеклассницу. Девочка прогуливала уроки, грубила педагогам, обижала одноклассников. Понятно, неблагополучная семья. Что с такой взять? Потерпим до окончания школы. Никто и подумать не мог, что это всего лишь защитная реакция от жестокого мира, в котором она живет с восьми лет. Именно с этого возраста ее начал насиловать собственный отец. 

В конце прошлого года в стране ужесточили наказание для педофилов. При отягчающих обстоятельствах, а это развратные действия со стороны отчима, учителя или, скажем, врача, насильника могут посадить на 10 лет. Много это или мало? Многие считают, что стоит и сильнее наказывать.

Старший помощник прокурора Гродненской области Вячеслав Игнатик волнуется: «Тема всегда была закрытой, и действовать здесь надо очень осторожно. Что ждет пострадавших детей в будущем? Предавать огласке случившееся не стоит: ни учиться дальше не сможет, ни дружить. Ведь это же позор на всю жизнь. Мы должны обезопасить наших детей от подобного. В советские времена тоже случалось такое, но очень редко. Это были закрытые дела, их тщательно скрывали. В последние годы цифра хоть и стабильна, но неутешительна. На мой взгляд, всему виной обрушившаяся на неподготовленного человека информационная свобода. Надо правильно относиться к увиденному, а это не каждому под силу».

В Гродненской области через уголовные дела пришлось пройти 52 подросткам. Все они были так или иначе связаны с половым насилием. Жизнь маленьких жертв, в которой так тяжело разобраться, не стала легче. Страх, боль, кошмар наяву, невозможность поверить, что когда-нибудь все может быть по-другому. Разве смогут забыть о прошлом четыре школьницы, пострадавшие в прошлом году от маньяка в лесопарковой зоне в районе Румлевского моста в Гродно? Молодому извращенцу дали пять лет лишения свободы. Вопрос о справедливости наказания взволновал горожан. 

Все мы помним прописные истины, которые нам втолковывали с раннего детства: не разговаривай с незнакомцем, не бери у дяди конфетку, не садитесь в чужую машину, не открывай дверь странным типам... Но что чувствуют восемь подростков, пострадавших от сексуального насилия, не выходя из дома? Два ребенка навсегда стали «другими» по вине собственных отцов, трое — отчимов, еще трое – других родственников. Только в нескольких случаях семья была, действительно, на плохом счету: пьющие родители, напряженные отношения с сожителями матерей. Но в какой семье все гладко? Печально, что дети терпят до последнего, прежде чем начинают изливать душу друзьям, классному руководителю или близким людям. По-другому узнать о таких фактах практически невозможно. 

Еще страшнее, когда ребенок так и не находит в себе сил открыть глаза на душераздирающую правду. Совсем маленькие просто уходят в себя, пытаясь закрыться от всего мира. Потом преследует страх: а вдруг не поймут, не поверят, накажут? Выход один: навсегда покончить с такой жизнью. Остается только выбрать способ. Прыгнуть с высоты, наглотаться таблеток, да мало ли что можно придумать. Лишь бы никто не узнал о внезапно наступившей беременности. Десятки раз врачам приходится не только вытаскивать девчонок с того света. Они, как правило, первые начинают задавать вопросы: кто? Где? Когда? Школьницу из Зельвенского района спасти не удалось. Жаль, бывает, что только так отчаявшиеся подростки могут обратить на себя внимание. Уже 3 года медицинские учреждения уведомляют правоохранительные органы о фактах беременности и прерывания беременности у девочек до 16 лет. В прошлом году малолетними мамами не стали 29 несовершеннолетних… 

От технического и ментального прогресса никуда не уйти, но как оградить детей от массового развращения и вседозволенности? Возврата в советское прошлое нет и быть не может: здесь никто и не спорит. Разговор о другом. Прорубив на свою голову окно в Европу, мы порой не знаем, как защититься от болезнетворных сквозняков.

tanula.k@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter