Совершенствование высшего образования в Беларуси продолжает вызывать дискуссию в профессиональных кругах

Модуль или имитация

Совершенствование высшего образования продолжает вызывать дискуссию в профессиональных кругах
Совершенствование высшего образования продолжает вызывать дискуссию в профессиональных кругах. Два года назад в системе Министерства образования была проведена оптимизация. Она включала в себя комплекс мероприятий: слияние отделов и управлений, кафедр и лабораторий, сокращение численности работников. Все проведенные мероприятия, кроме одного, не вызывают дискуссий и критики в научной и образовательной сфере, в среде широкой общественности. Мероприятие, которое вызывает массу критических стрел, — это чрезмерное сокращение объема часов преподавания социально–гуманитарных дисциплин и особенно — введение так называемой модульной системы преподавания их.

Владимир Бобков.
Вот что думает о проблеме заведующий кафедрой политологии, социологии и социального управления БНТУ профессор Владимир Бобков.

Средняя температура по больнице

Те бывшие студенты, кто успел получить высшее образование до нынешней реформы, хорошо помнят, что социально–гуманитарные дисциплины, например, философию, историю, политологию, социологию, экономику и другие, они изучали как отдельные самостоятельные и целостные дисциплины. Это давало возможность представлять дисциплину в достаточно полном объеме и в историческом развитии. Студент же получал целостные знания по каждой дисциплине.

Но вот два года назад грянула оптимизация. Вместо сокращения числа чиновников пошли по пути резкого сокращения часов на социально–гуманитарные дисциплины. Их не просто общипали, как куропаток, а обрезали до невозможного, оставив в ряде случаев одну треть от прежнего объема.

Чтобы как–то оправдать «обрезание», реформаторы затуманили сотворенное нововведение так называемой модульной системой обучения, необходимостью прогресса в образовании в соответствии с требованиями Болонского процесса. На самом же деле весь «прогресс» заключается в реформировании высшей школы по лекалам западных концепций. Основная суть — объединение (интегрирование) разных дисциплин и выведение в итоге одной общей средней оценки за знания студента. По инструкции Министерства образования два преподавателя в одной аудитории должны одновременно по двум дисциплинам принимать экзамен или зачет и выводить эту среднюю оценку.

Вторым нововведением является специализированный модуль, который студент должен выбрать сам для углубленного изучения одной определенной темы дисциплины. На практике получилось: не изучив как следует саму дисциплину, предлагается углубляться в ее отдельную часть. К тому же в интегрированном модуле оценка выводится как средняя из двух дисциплин, а в специализированном — по одной дисциплине.

Конечно, первая беда в результате оптимизации — это значительная потеря аудиторных часов (лекции, практические занятия). Такую потерю понесли все гуманитарные дисциплины, включая экономику, философию, историю, политологию, социологию. Особенно же больно эксперимент ударил по политологии. До эксперимента объем аудиторных часов на политологию составлял 72 часа, а стало 18 (8 часов лекций и 10 часов семинарских занятий) в интегрированном модуле, 34 часа в специализированном модуле. 18 часов — это, по сути, лишь введение в дисциплину, а не базовый курс. Будь хоть самым талантливым лектором и педагогом, но втиснуть в этот объем даже минимальные знания невозможно. А ведь в политологии, как ни в какой другой учебной дисциплине, содержится самый большой и богатый учебно–воспитательный потенциал, ориентированный на практическое применение студентом.

Помимо значительных потерь объемов аудиторных часов на базовый курс дисциплины, новая программа разрывает саму дисциплину на части, которые, по моему мнению, непонятны ни студентам, ни преподавателям, ни научному сообществу. В политологии одна из частей — это названный нами базовый 18–часовой курс, интегрированный в модуле с «Основами идеологии белорусского государства». Вторая часть изучается позже и именуется специализированным модулем, рассчитанным для углубленного изучения отдельных тем дисциплины.

Образовательная дисциплина «Социология» искусственно включена в интегрированный модуль с дисциплиной «Экономика». Причем эти дисциплины не только разные, но и находятся в ведении разных кафедр. Все это можно наглядно видеть на примере Белорусского национального технического университета.

Оценка оптимизации студентами

Многие студенты задают вопросы:

— А зачем разделили политологию на интегрированный и специализированный модули, если ясно, что 4 — 5 тем в интегрированном модуле не дают и приблизительного представления о предмете?

— А почему специализированный модуль вдвое больше интегрированного, который называют базовым?

— Почему в интегрированном модуле наши знания оцениваете общей оценкой по двум дисциплинам, а в специализированном — по одной дисциплине?

— Вы ставите нам общую оценку по экономике и социологии и считаете, что она правильно отражает наши знания?

— Мы должны изучить дисциплину, а не ее некоторые части.

В еще большом замешательстве оказались иностранные студенты. Они вообще и не понимают, и не воспринимают такое нововведение. А преподаватель оказывается перед дилеммой: или, закрыв глаза, ставить им положительную оценку, или отчислять и отправлять домой.

Оценка оптимизации преподавателями

Оценка оптимизации преподавателями неоднозначна. 

Во–первых, большое сокращение количества аудиторных часов на обязательные дисциплины не дает возможности формирования систематизированных, опорных знаний, ведет к их фрагментации и мозаичности.

Во–вторых, при распределении дисциплин по модулям в ряде случаев нарушена как методология, так и элементарная логика, ибо они не коррелируют в интегрированности. К примеру, социология в одном модуле с экономикой. Поэтому выведение общей средней оценки из ответов по каждой дисциплине объективно не отражает уровень знаний студентов.

В–третьих, в крайне узких рамках возможностей новой программы преподаватель фактически ограничен в контроле самостоятельной работы студентов, которая предусмотрена в учебных планах специальности. Следовательно, мало того что даем студентам абсолютно фрагментарные знания, но и проконтролировать их усвоение проблематично.

В–четвертых, предложенная оптимизация деинституциализирует, дегармонизирует преподавание социально–гуманитарных дисциплин, что идет вразрез с мировой тенденцией образовательного процесса и, по–моему, разрушает сильные, позитивные элементы белорусской высшей школы, которые и сегодня во многом копируют западные образовательные системы.

Всем известно, что учебная дисциплина возникает не произвольно, а вырастает из суммы знаний и умений, которые выкристаллизовывались в системе человеческого знания веками. То есть это знания, добытые определенной наукой. На этих теоретических и практических знаниях и умениях учебная дисциплина и строит учебный процесс.

В–пятых, практическая работа в условиях сокращенного объема часов на социально–гуманитарный блок, разрыв исторически сформировавшихся дисциплин на фрагментарные части имеют своим последствием не только профанацию студентов, но и ослабление идеологического, воспитательного потенциала этих дисциплин в студенческой среде. Я не сгущаю краски, но низкая политическая культура и узкий гуманитарный кругозор привели к киевскому Майдану...

На наш взгляд, определенная потеря учебно–воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин начала уже проявляться в ряде высших заведений. В последние год–два участились случаи взяточничества в вузах, где взяткодателями выступают студенты. Можно возразить, что это случайное совпадение. И тем не менее создавшиеся условия, разрушение гуманитарного знания добавляют ему живучести.

В–шестых, как выявляет практика БНТУ, есть серьезные специфические особенности преподавания социально–гуманитарных дисциплин в технических вузах, которые не приемлют предложенные новшества. Здесь сама система организации социально–гуманитарного блока дисциплин должна предусматривать ее разумное упрощение, а не усложнение. К тому же наличие дисциплин соцгум-

блока и объем часов на них здесь и так ограничены, но при этом на них возлагаются более обширные и серьезные идейно–воспитательные функции, чем в гуманитарных вузах.

В–седьмых, модульная система породила в вузах много неразберихи и бюрократии: работа со студентами (сбор их заявлений, изучение, принятие решений в деканатах о том, кого и на какую дисциплину специализированного модуля определить), значительное усложнение планирования учебы (неизвестно, что выберут студенты); усложнение работы диспетчерской службы при хронической недостаче учебных площадей и др.

* * *

По моему мнению, каждый вуз, тем более с университетским статусом, должен иметь право сам определять в учебном плане количество часов на ту или иную дисциплину с учетом своей специфики. Здесь можно согласиться лишь с тем, что сверху нелишне установить минимальный объем часов на социально–гуманитарные дисциплины, чтобы не допустить технократизации образования со всеми вытекающими для общества последствиями.

При этом особо подчеркнем, что в международной классификации высших образовательных учреждений университет потому и называется университетом, что в структуре его образовательных дисциплин наряду со специальными достойно представлен комплекс социально–гуманитарных знаний.

Напрашивается и такой вопрос: зачем ломать то, что хорошо работает, и брать за образец то, что явно несет в себе отрицательный заряд для белорусской системы образования?

Советская Белоруссия № 66 (24696). Среда, 8 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter