60 процентов посетителей торговых сайтов расплачиваются за покупки наличными

Модная молодежная забава

О виртуальной торговле
Виртуальная торговля растет и расширяется. Более 10,5 тысячи национальных интернет–магазинов приглашают нас за покупками. Их количество удвоилось буквально за год. Такими темпами в стране не развивается никакой другой бизнес. Более того, максимальная скорость прироста торговых площадок во всемирной сети нынче максимум 20 процентов в год. Так что мы если не абсолютные лидеры, то находимся в числе явных фаворитов. 

Даже крупные универмаги и брэндовые предприятия пытаются расталкивать конкурентов в сети. Правда, делают это довольно вяло и без должной помпы. На днях с удивлением узнала, что у ЦУМа, ГУМа и торгового дома «На Немиге» есть филиалы в эфире. Хотя если бы попала в их интернет–магазины случайно, то вряд ли догадалась бы, что площадка принадлежит таким уважаемым брэндам. Ассортимент — бытовая техника, теле–, радиоаппаратура, товары для дома — никак не вяжется с видеорядом реальных этажей, заставленных всякой всячиной. Что говорит о не очень серьезном отношении к дистанционным формам взаимодействия с покупателем. Скептические высказывания доводилось слышать и от крупнейших производителей одежды и обуви. Мол, кто ж так одевается, по фотографии?..

Чего не скажешь о малом бизнесе. Информация от начальника управления защиты потребительского рынка и контроля за рекламой Минторга Ирины Барышниковой: половину виртуальных магазинов держат индивидуальные предприниматели, поскольку на сегодня это один из самых малобюджетных и, к слову, сложно поддающихся контролю видов доставки товара покупателю. Плюсы: не нужно арендовать серьезные площади, вести большую бухгалтерию, легче стартовать и обратить на себя внимание.

Однако вольницы становится все меньше. С июня прошлого года интернет–магазины обязали иметь кассовые аппараты и предоставлять покупателям чеки. А с июля нынешнего интернет–провайдеров, то есть площадки, где базируются ритейлы, заставили включиться в разрешение возможных споров с покупателями. Все эти нормы появились не случайно. К сожалению, виртуальная торговля порой становится проводником несертифицированных товаров сомнительного качества. Пример. Не так давно выбирали сыну новый компьютер. Он подобрал желаемые характеристики, я — реквизиты, которые должны быть у продавца. Это чек и заполненный по всем правилам гарантийный талон. И что же? Выполнить все условия сразу взялся только один интернет–магазин из двух десятков, предлагавших нужные технические параметры. Как выяснилось, всех пугала норма закона о защите прав потребителей, позволяющая в случае поломки вернуть товар продавцу и потребовать возврата денег. Прогресс в развитии компьютерной техники столь стремителен, что за два года гарантии, в течение которых можно воспользоваться правом возврата некачественного товара, любая суперсовременная модель устаревает и неминуемо дешевеет. Следовательно, возвращать покупателю деньги крайне невыгодно. Впрочем, это так, лирическое отступление. Растущая конкуренция, надеюсь, расставит все по своим местам.

Ведь при росте количества магазинов вдвое за год количество покупателей в них прибавится только на 20 процентов. Это данные исследования, проведенного сервисом источник, где нынче базируется более 450 интернет–точек. Если считать это репрезентативной выборкой, то говорить о победном шествии интернет–торговли пока не приходится. Сеть оттягивает всего 1,5 процента от внутреннего товарооборота страны. Средний чек покупки в виртуальном магазине колеблется в вилке эквивалента 90 — 100 долларов. Половину заказов составляют бытовая, аудио–, видеотехника, телефоны. 40 процентов — компьютеры и комплектующие. Треть — одежда, обувь, сумки и аксессуары, билеты на концерты, в театр. А еще — книги, подарки, канцтовары, стройматериалы. Причем покупатели все чаще обращают внимание на первоисточник продукции — китайские интернет–магазины. Каждая третья покупка заказывается именно там, так сказать, без посредников.

Еще одна любопытная деталь: заказы делают чаще всего ближе к ночи, и цена перестает быть главным определяющим фактором выбора виртуальной формы поиска нужной вещи. Удобство — важнее. Особенно молодежь ленится ходить в магазины и тратить на это время. Другой нюанс. Бурное развитие виртуальной торговли никак не сказалось на популяризации онлайн–платежей. 60 процентов посетителей торговых сайтов расплачиваются за покупки наличными.

В итоге, несмотря на бурный рост, обеспеченный индивидуальными предпринимателями, все это выглядит, скорее, как модная забава. Может, поэтому крупные брэндовые предприятия не спешат оказаться в тренде? Хотя в минувшем году рождественские интернет–заказы в США, например, превзошли по сумме традиционные торговые обороты. Впрочем, не стоит забывать: для достижения такого результата им понадобилось более 30 лет.

aelita@sb.by

Советская Белоруссия №215 (24596). Среда, 12 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter