Модерн - это всего лишь сон

С 28 ноября по 2 декабря в Витебске проходил 14-й Международный фестиваль современной хореографии (IFMC).
С 28 ноября по 2 декабря в Витебске проходил 14-й Международный фестиваль современной хореографии (IFMC). Что такое современная хореография, или модерн, - до сих пор точно не знает никто. Даже ведущие критики и теоретики танца не могут выработать единой четкой формулировки. Одно время в ходу было словечко "концептуальность". То, что концептуально, - модерн. Не концептуально - что-то другое. Председатель жюри конкурса глава Национального академического театра балета республики Валентин Елизарьев дал определение краткое и емкое: "Модерн - это интеллектуальное искусство".

От краткости легче не стало: по-прежнему, что такое модерн, каждый понимает по-своему. Как и про счастье...

Впрочем, фестиваль в Витебске год от года повышает свой уровень. То, что это уже абсолютно профессиональный фестиваль, отмечают все - и члены жюри, и критики, и гости, и участники IFMC. Среди гостей особо выразительна фигура Евгения Панфилова. Руководитель Пермского государственного театра "Балет Евгения Панфилова" считает, что в Витебске создана уникальная творческая среда, адекватная мироощущению тех, кто занимается современной хореографией. Потому Панфилов неизменно выступает в гостевой программе фестиваля, а в нынешнем году даже сделал это безвозмездно. Витебская публика мэтру доверяет настолько, что прощает ему и невообразимые вольности с классикой, и откровенные цитаты из самого себя, и чуток попсового макияжа. Панфилов же всякий раз удивляет. Сейчас он привез в Витебск "Балет толстых", лауреата "Золотой маски". Толстых ждали с огромным, прямо-таки нездоровым, интересом. А они оказались не смешны и не эпатажны. Просто - толстые танцуют. Впрочем, эксплуатировать особенности комплекции танцовщику было бы банально. Значит, для Панфилова неинтересно. Поэтому толстые у него просто танцуют. И в этом вся "фишка".

Панфилов не только удивил, но и, по его собственному признанию, удивился. Было чему: работы, представленные на конкурс, поражали. Техникой исполнения, просто техникой (еще ни разу так широко не использовались артистами мультимедийные средства), оригинальностью идеи. Так, балет "Взлом" (совместный проект русского камерного балета "Москва" и хореографа из Нидерландов Пола Нортона), отмеченный специальной премией, соединил хореографию и японскую технику оригами. Бумажные птицы, звери, цветы - знаете? Бумагопластика танцора - представляете?

А теперь - о "китайском синдроме". С тех пор как на конкурсе появились китайские артисты, они стабильно, год от года, получают Гран-при. IFMC-2001 не стал исключением. Главный приз увез солист Ансамбля китайской армии Чу Хай, представивший миниатюру "Со своим сном на берег". В чем секрет? Профессор Пекинского хореографического университета Сяо Сухуа, член жюри фестиваля, был краток: "Этот мальчик очень много работает". Бесспорно, это так.

Остальные равноценные (без деления на первые, вторые и третьи) призы разобрали эстонцы, австрийцы, поляки, россияне, литовцы. Ни один из белорусских коллективов, на которые возлагались определенные надежды, не добрался даже до финала. Господа Елизарьев и Троян тем не менее не уставали повторять, что модерн в республике развивается, растет, прогрессирует.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter