Юрий Бастриков был одним из самых мощных баритонов белорусской оперы

«Мне голос был»

Если верить интернету, Юрий Бастриков мог бы сейчас отмечать 80–летний юбилей. И это почти вся информация, которую сегодня можно найти об одном из самых мощных баритонов белорусской оперы вне пыльных библиотечных полок. Большинство веб–ресурсов о нем не сообщают больше ничего, но и этот факт — растиражированная ошибка. В действительности народный артист Бастриков родился в 1937 году. И публика, привыкшая оценивать оперных солистов не по записям в интернете, а в естественной акустике театрального зала, его не забыла. Хотя для многих поклонников так и осталось тайной, почему Бастриков покинул сцену настолько «вдруг», в самом расцвете таланта, сразу же после успешных гастролей по Европе...

Юрий Бастриков и Наталия Гайда. Последнее фото вместе

— Если бы все сложилось иначе, его голос гремел бы со сцены до сих пор, — уверена народная артистка Наталия Гайда, вдова Юрия Бастрикова. — Чем старше он становился, тем ярче звучал, даже партнеры по сцене порой в шутку говорили: «Юрий Георгиевич, отключите свои микрофоны!»

Всегда безупречен и элегантенНо ни одна аудиозапись не может передать богатства его голоса–цунами, как будто разделявшегося на несколько голосов. На пленке этот стереоэффект почти всегда пропадает, остается один звенящий металл, и Наталию Викторовну, категорически возражающую против появления записей мужа в интернете, можно понять. В искусстве, музыке для нее и сейчас не может быть компромиссов, и это она настояла, чтобы Юрий Бастриков оставил сцену навсегда. В последний раз он появился перед публикой с арией Ренато из оперы Верди «Бал–маскарад», его поздравляли, и только Гайда не разделила общий восторг. «Юра, дай слово, что на сцену ты больше не выйдешь, — сказала ему дома. — Пусть лучше останется легенда». Он не стал возражать.

Но легенда осталась не только в театре. Расхожая фраза об успехе мужчины, за которым всегда стоит любовь женщины, справедлива ведь в обе стороны...

Быть звездой сцены Наталии Гайде, как говорится, было на роду написано. С таким необыкновенным голосом, фантастическим обаянием и целеустремленностью эффектно заявить о себе она могла где угодно. Но насколько долгой и успешной стала бы ее сценическая карьера, да и вообще, удалось бы ей сохранить беззаботный блеск в глазах и знаменитую легкость своего таланта без Юрия Бастрикова, еще вопрос. Реальная жизнь артистки оперетты, тем более такой яркой и востребованной артистки, на оперетту обычно мало похожа. Однако рядом с мужем Наталия Гайда могла позволить себе игнорировать завистников, театральные интриги, быт, вообще все, что не имело прямого отношения к сцене. Даже сейчас, когда его уже нет рядом, она по–прежнему защищена его любовью. И выходит на сцену с той же счастливой уверенностью любимой женщины, и восторг публики такой же искренний, и список гастролей по–прежнему впечатляет. Буквально только что она вернулась из Тулы, где с аншлагом прошли гастроли Белорусского государственного академического музыкального театра. И вот уже в первые дни сентября собирается со своим театром в Петрозаводск. Дальше — Вильнюс, Клайпеда, Екатеринбург...

— «Юра, мне замуж нельзя», — сказала я ему когда–то, — с улыбкой вспоминает Наталия Маркиз Ди Поза  в опере «Дон Карлос»Викторовна. — Ну правда, какая из меня жена? На первом месте — работа и только потом все остальное. Готовить ненавижу, любить не умею — легко влюбляюсь, быстро разочаровываюсь... Словом, честно обо всем предупредила. «Это ничего, — ответил он. — Я буду тебя любить». Оказалось, что и я любить умею.

Бабочка

— В общежитии, где я жила студенткой, у меня всегда стояли живые цветы. Зимой, весной — всегда. Юра был очень внимательным. Но когда зашел разговор о свадьбе, все вокруг вдруг разволновались: «За кого ты выходишь, он же спит в бабочке! Действительно, всегда и всюду Бастриков появлялся в крахмальной рубашке и бабочке. Но я–то видела, как он умеет колоть дрова! В консерваторском зимнем спортивном лагере только Юра так ловко умел развести костер, так тонко обо всех позаботиться, да и на лыжах водил нас именно он. А летом — на байдарках. Он же в прошлом спортсмен, конькобежец. 7 лет держался его рекорд, пока Борису Гуляеву, будущему чемпиону мира, не удалось его побить. А говорите — бабочка...

Шахматы

Его отец Георгий Владимирович Бастриков был достаточно известным шахматистом, начинал со Смысловым, Ботвинником. Но гроссмейстером не стал и после все убеждал Юру «не брать пример со своего отца». В те годы были очень популярны шахматные сеансы одновременной игры, это хорошо оплачивалось, и Георгий Владимирович ездил по всему Советскому Союзу, зарабатывая деньги. У него была определенная репутация, популярность, повсюду решали его шахматные задачи. Когда Юра на гастролях пел в Большом театре, за кулисы приходил Василий Смыслов, который очень ценил его отца. Но играть в шахматы Георгий Владимирович Юру так и не научил. «Твоя главная задача — стать высококлассным певцом, — повторял он ему. — Все остальное не важно, особенно деньги». У него были основания так говорить — редкий Юрин голос заметили еще в школе...

Амонасро  в опере «Аида»Кстати, приятным баритоном обладал сам Георгий Владимирович. И друзей в Большом театре у него было много. Знал всех солистов, артистов балета, со всеми общался. И был очень строгим критиком. Когда, оказавшись проездом в Минске, решил прийти на мой утренний спектакль (до этого он слышал мое пение только по телевидению), я была в ужасе. Юра пытался меня утешить: «Ты не расстраивайся, если после первого акта он уйдет». Но Георгий Владимирович остался в зале до конца (я пела «Сильву»). Дождался меня после спектакля, обнял: «Умница!» А вечером пошел слушать Юру. Только тогда он впервые услышал от отца слова похвалы. Более того, Георгий Владимирович так расщедрился, что подарил нам спальный гарнитур и телевизор.

Конкурс

Еще на 4–м курсе Уральской консерватории нас обоих пригласили в Свердловский театр оперы и балета. Юрина карьера складывалась всем на зависть. А у меня... Со стороны все было хорошо — я пела ведущие партии, ездила с концертами, записывалась на телевидении. Но сменилось руководство, отношения с директором не заладились. И я предложила мужу прослушаться где–нибудь еще. Мы поехали в Минск — там объявили конкурс на баритона. И Юра его выиграл, хотя конкурс был огромный. Но белорусская опера переживала не лучшие времена: два с лишним года труппа ездила по гастролям, в театре шел ремонт, публику еще предстояло вернуть... Через год в Минске открылся музыкальный театр, я ушла туда. А Юра остался завоевывать доверие зрителей и коллег. Чужаком был недолго. Публика, труппа, дирижеры — Бастрикова любили все. Его нельзя было не любить. И не только за талант.

Письмо

Это о таких, как он, говорят — с ним хоть в разведку. Первые лет 15 в музыкальном театре я была настолько занята, что дочку видела только по выходным. Буквально. Дочка росла с папой. Однако всех возрастных конфликтов мы с ней благополучно избежали, хотя уже в два с половиной года, бывало, оставляли дома одну. Дочке рано пришлось стать самостоятельной, ведь спектакли у нас с Юрой случались и в один вечер. Но сохранить с ней близкие отношения нам удалось.

На сцене свердловского оперного театра. Юрий Бастриков — Риголетто, Наталия Гайда — Джильда

Вообще, когда–то только благодаря Юре, его вере в меня я смогла сохранить себя и в семье, и на сцене. Появились «доброжелатели», которые распускали обо мне немыслимые сплетни, писали в театр, в министерство. «Натик, ну что ты хочешь, ты на виду, тебе завидуют, это нормально», — успокаивал Юра. Далеко не сразу я узнала, что эти гнусные письма присылали и ему, причем длилось это довольно долго. Но Юрина невозмутимость помогала мне сохранять лицо.

Сердце

Мог бы он стать кем–то еще? Пожалуй. В определенном смысле он был заложником своего таланта, своего редкого голоса. Хотя всю жизнь мечтал жить в лесу, часто фантазировал, как обходил бы свои угодья с двустволкой, лечил зверей. Но позволить себе завести даже цветок мы не могли. Когда постоянные гастроли...

В 2001 году Юра уехал с театром гастролировать по Швейцарии и Германии. Еще в Швейцарии у него поднялась температура почти до 40, но он продолжал выходить на сцену, потом спел еще один спектакль в Германии — голос звучал по–прежнему... А после в немецкой клинике назвали диагноз — септический эндокардит. Как оказалось, к тому времени в его сердце образовались настоящие дыры, но он продолжал петь! После операции в Вильнюсе воспрял, однако о сцене врачи посоветовали забыть, предупредив, что с годами будет только хуже. А Юра был очень азартным человеком и все–таки вышел на сцену еще раз. Наверное, я одна заметила тогда, как ему не хватает дыхания, как тяжело петь. Тогда же и сказала: «Пусть останется легенда...»

zavadskaya@sb.by

Советская Белоруссия № 160 (24790). Суббота, 22 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter