Мистика логистики

До 2015 года в Беларуси планируется создать 50 логистических центров

Беларусь – страна транзитная, находится на перекрестке основных маршрутов из Западной Европы в Россию, из стран Черноморского побережья в страны Балтии, и в ближайшей перспективе станет центром трансъевропейской магистрали. Это утверждение не оспаривает никто. Тем не менее только за прошлый год государство потеряло на транспортных перевозках порядка $ 0,5 млрд. Специалисты уверяют: причина кроется отнюдь не в плохих дорогах, слабеньком придорожном сервисе или несовершенстве национального законодательства. Один из главных «дефектов» — отсутствие в стране качественных транспортно-логистических центров, которые обслуживали бы не только потребности бизнеса, но и способствовали развитию услуг грузоперевозчиков.

На рынке аренды и продажи складских помещений даже в самый разгар кризиса спрос постоянно превышал предложение. И ставки на складские площади держались на стабильном уровне. Специалисты рынка недвижимости говорят: хранилищ (в смысле больших «коробок» с навесным замком и суровым охранником) у нас в стране с натяжкой, но хватает. А вот специализированные, современные, оснащенные по последнему слову техники логистические центры класса «А» начали появляться сравнительно недавно — большинство из них введены в эксплуатацию в 2009 году. Причем они имеют одну особенность: в первую очередь обслуживают интересы компании-инвестора, а вот на оказание складских и логистических услуг сторонним предприятиям ориентируются в меньшей степени, так сказать, по остаточному принципу.

От нехватки логистических центров, кстати, страдают и потребители: затраты на хранение и транспортировку продукции в республике неоправданно велики. И эти издержки ложатся тяжким грузом на розничные цены. Директор компании СООО «БелВингесЛогистик» Вячеслав Сикорский отмечает: без современных технологий белорусскому бизнесу сегодня не прожить. «Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса», — поясняет он. Такого же мнения придерживается и замминистра транспорта и коммуникаций Александр Нестерович. «Перед нами стоит задача развития в первую очередь транспортной инфраструктуры внутри страны, а также сокращения времени на транспортные процессы, связанные с прохождением таможни и погранпереходов», — заявил представитель Минтранса. При этом он отмечает: программой развития логистической системы Беларуси предусмотрено создание 50 логистических центров до конца 2015 года. Наиболее активное их развитие предполагается в пределах Минской области – в ближайшие годы в непосредственной близости от белорусской столицы планируется построить 13 таких комплексов. Причем большинство из них очень удачно разместятся на основных транспортных развязках, ведь, как показывает практика, удобные подъезды к логистическому центру — это 90 % успеха его работы. «Система выстраивания транспортной логистики сегодня опирается на близость к транспортным коридорам. У нас таковых два: 9Б в направлении портов Балтийского и Черного морей (Калининград — Клайпеда — Вильнюс — Минск — Киев) и 2Б — транспортный путь Восток – Запад — Восток, — комментирует заместитель министра.

С одной стороны, дефицит складских площадей рождает глобальные вложения, с другой – отдельные специалисты придерживаются точки зрения, что во вновь открывающихся логистических центрах просто нечего будет хранить. Крупные ритейлеры для собственных нужд используют собственные сооружения, малому и среднему бизнесу услуги центров нужны не часто, а, скажем, поставщики бытовой техники и электроники и вовсе стараются организовать свой бизнес так, чтобы не работать со склада, а импортировать товары под конкретные заказы.

«В строительстве логистических центров именно на нынешнем этапе ничего страшного нет», — опровергает мрачную перспективу директор транспортной компании «Белинтертранс» Вячеслав Довнар. По его словам, рынок грузоперевозок, на котором в минувшем году жестоко отыгрался мировой финансовый кризис, сократив его объемы почти на 60 %, сегодня начал оживать, и производители при осуществлении поставок все чаще начинают задумываться, где оставлять товары и материалы на кратковременное и долговременное хранение. «Объемы перевозок как внутри страны, так и за ее пределами понемногу восстанавливаются и вскоре достигнут докризисных показателей. К тому же транспортно-логистический центр – это не просто хранилище, а целый комплекс дополнительных услуг, таких как дистрибуция грузов, услуги таможенных посредников, разработка индивидуальных схем движения транзитных грузов, взвешивание и маркировка хранящихся товаров, формирование партий грузов и многие другие», — рассказывает Вячеслав Довнар.

К развитию дополнительных услуг стремятся и партнеры транспортно-логистических центров. Например, Белорусская универсальная товарная биржа (БУТБ) недавно задалась целью совершенствовать механизм биржевой торговли и начала работу по формированию логистики товаров как дополнительного стимула для привлечения клиентов. Основа стратегии заключается в том, что теперь БУТБ становится не просто торговой площадкой, а структурой, которая способна обеспечить клиенту полный цикл услуг, начиная c проведения торгов и заканчивая сортировкой, обработкой и доставкой товаров по месту назначения. «Для покупателей-нерезидентов это интересно: в процессе торгов они могут видеть комплексную, с учетом доставки, стоимость выставленных на торги товаров. При этом и белорусские перевозчики расширяют свои возможности по получению выгодных заказов», — поясняет преимущества новых схем зампредседателя правления БУТБ Анатолий Зарецкий. Внедряя прогрессивные методы торговли, биржа сегодня заключила договоры с 9 транспортно-экспедиционными компаниями и владельцами складов, имеющими в собственности более 20 объектов. Однако, по словам руководства биржи, будущее за специализированными логистическими центрами, а также «пакетными» услугами.

«Законы» логистики понемногу начинают подчиняться белорусской экономике. Еще недавно стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения товаров и материалов было чуждо отечественным предприятиям, однако понимание того, что за логистическими технологиями в стране, которая традиционно считается центром Европы, будущее, постепенно приходит. Впрочем, как предполагает гендиректор литовской компании ЗАО «Alvora» Николай Колесник, стратегия развития зарождающегося формата транспортно-логистических центров может существенно измениться уже через месяц. После вступления в силу основных положений законодательства, связанного с функционированием Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, для операторов может начаться новый этап. «Ведь это будет уже другой, гораздо больший рынок, новые инвестиции и дополнительные возможности», — рисует картину специалист. На сегодняшний день для инвесторов, участвующих в строительстве транспортно-логистических центров в Беларуси, действует ряд преференций как в период создания объектов, так и в процессе производственной деятельности. В частности, предусмотрены нулевая ставка на ввоз оборудования, пониженная ставка налога на прибыль и другие льготы. Так что не исключено, что уже в ближайшее время отрасль столкнется с валом интересных предложений по строительству логистических центров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter