Мировой академик

Полвека назад он поспорил с теорией Дарвина
Полвека назад он поспорил с теорией Дарвина

Василия Купревича все знают как президента Академии наук БССР. Сменивший его на посту главы АН Николай Борисевич считает эпоху предшественника, 50 — 60–е годы, золотым веком в белорусской советской науке. В Центральной научной библиотеке имени Якуба Коласа НАН в честь 110–летия со дня рождения ученого–почвоведа открылась выставка документов из его личного архива. Экспонируются эти документы впервые, многие из них меняют наши представления о персоне академика.

— В 1942 году в блокадном Ленинграде речь Купревича на защите докторской сравнивали со звуками знаменитой симфонии Шостаковича, корни которого идут из белорусской земли. Сам факт того, что в голодающем городе не только выживали, но и занимались наукой, стал в то время для многих откровением, — говорит Зоя Серова, главный научный сотрудник Института экспериментальной ботаники НАН, ученица и последовательница Купревича.

Зоя Яковлевна вспоминает, что Василий Феофилович, наблюдая за поведением растений, пришел к выводу: в природе идет борьба не за выживание, как утверждал Дарвин, а за сосуществование.

— Купревич поражал злаки ржавчиной, мучнистой росой, но растения не погибали, а приспосабливались к новым условиям, — рассказывает об опытах учителя Зоя Яковлевна. — Значит, полагал ученый, в природе мы видим не естественный отбор, а сосуществование видов, из которых выживает не обязательно сильнейший, а тот, кто лучше подстроится под новые условия.

— Белорусского ботаника знали во всем мире. Письма к нему приходили даже из США, — рассказывает Татьяна Жук, завотделом редкой книги и рукописей библиотеки НАН. На подготовленной ею с коллегами выставке — одно из посланий Купревичу от президента симфонического оркестра города Майами. Некий г–н Арнстам спрашивал у минского ученого, правда ли, что он близок к секрету продления жизни. Об этом житель Флориды узнал из статьи Стэнли Кубрика в «Молодежном журнале». Так было указано в переводе письма для Василия Феофиловича. В оригинале название журнала с сенсационным интервью звучало... «Playboy».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter