Мир певчих

На сцене Белгосфилармонии - капелла мальчиков Республиканского музыкального колледжа.
Зал сидит - не шелохнется. На сцене Белгосфилармонии - капелла мальчиков Республиканского музыкального колледжа. Умиротворенные лица, еще чуть-чуть и - ангелы. Поют "Богородице Дева, радуйся!". Православное духовное произведение эстонского композитора Арво Пярта написано свежо, оригинально, но мальчики исполняют его в традиционной молитвенной манере и доводят слушателей до некоей восторженности. Из 22 партитур новой программы капеллы, пожалуй, духовные песнопения стали кульминацией вечера. Многие из зала переспрашивали друг друга: "А сами мальчики понимают, о чем они поют?" С этого вопроса и начнем беседу с художественным руководителем коллектива Владимиром ГЛУШАКОВЫМ.

- Владимир Валерьевич, так понимают ваши мальчики?

- Что-то, наверное, нет. Что-то я пытаюсь им объяснить, донести, а все остальное - сердцем. Сердцем они чувствуют многое. Уверенно могу сказать, что контингент учащихся музыкального колледжа - это нечто особенное... Наши ребята весьма отличаются от своих сверстников, в первую очередь духовными качествами. И мы не устаем приглашать детей со всей Беларуси к нам на прослушивание.

- Ваш хор был отмечен золотыми дипломами на самых престижных международных конкурсах Европы...

- Знаете, это так традиционно: интервью с художественным руководителем, который сидит и нахваливает свой коллектив, перечисляя все премии, награды, заслуги. Мне бы хотелось, чтобы наше интервью получилось дискуссионным. К примеру, давайте обсудим, нужен ли вообще сегодня нашему государству такой коллектив, как наш, и такой огромный музыкальный колледж, где особо одаренные дети играют, поют, пишут теоретические работы? Их содержание ведь дорого обходится стране...

- Вас что-то беспокоит, волнует?

- Мы действительно много гастролировали за границей. Профессия музыканта престижна во всем мире, и почтение, с которым встречают наш хор за границей, несравнимо с отношением к классической музыке у нас здесь. В Швейцарии, например, публика за нами ездила по всем близлежащим городам. Они измучили импресарио вопросами, когда и где молодежные хоры выступают снова. Такое отношение к духовной музыке в Европе, конечно, воспитано школой, родителями.

- Хочу вам историю рассказать. Недавно я случайно зашла в собор на площади Свободы. Вы бы видели, какое огромное количество молодых людей там стояли и слушали церковный хор, Слово Великое. Сегодня интерес к духовной музыке у нас все-таки возрождается. И, безусловно, коллектив такого уровня, как ваш...

- Нет, я, например, нисколько не сомневаюсь в его необходимости. Сегодня первое и самое сложное, с чем приходится сталкиваться - это поиск одаренных мальчишек. После экологических катастроф в Беларуси трудно найти голосистых детей.

- Щитовидка?

- Щитовидка, да. И если она в норме, а просто в организме ребенка есть малейший недостаток йода - уже проблемы. Голосу ведь знаете что нужно? Как и птичке певчей. Чтобы сыта была, здорова, чтобы погода вокруг была хорошая - тогда птичка поет. Но если хоть чего-нибудь одного недостает - молчит птичка. Еще года три-четыре назад у нас в капелле был клубок страшных проблем. Дети иногда падали в обморок из-за плохого питания. Сейчас, правда, полегче. Есть бесплатное питание в колледже. А в интернате и питание, и проживание почти бесплатные.

- У каждого времени свои трудности... Вот вы, например, первый выпускник хорового отделения нашего колледжа. В 1968 году и помыслить нельзя было, чтобы государственный хор псалмы Березовского исполнял.

- Мы пели духовную музыку. Но только на латыни. Конечно, Бортнянского и Березовского нельзя было. А "Тебе поем" Рахманинова исполнялась в те времена как тихая мелодия, закрытым ртом. Вот еще "Херувимская" Бортнянского - она пелась как гимн солнцу. Хочу сказать огромное спасибо и Свешникову, и Птице, нашим преподавателям в Московской консерватории: они все-таки доносили до нас эту музыку и тогда. И подпольно многие наши студенты пели в церкви. Помните, раньше как? Только приходит Пасха, так по телевизору - концерт Аллы Пугачевой.

- Сейчас не так разве?

- Я не знаю. Телевизор редко смотрю.

- А чем вы занимаетесь?

- Воспитанием. С 1994 года работаю с этим хором. Так сказать, расту вместе со своими детьми. Для того чтобы талантливый ребенок превратился в артиста, личность, необходимо соблюдение трех условий. Многое зависит, во-первых, от трудолюбия самого мальчика, затем - от учителя и третье - от родителей: как они организуют жизнь своего ребенка. С этим сегодня огромная проблема. Моральная сторона нашей жизни как-то падает, ухудшается. Пьянство повальное. Конечно же, дети, рожденные от пьющих родителей, - это мина замедленного действия для их будущей карьеры. Например, в Польше гораздо больше голосистых детей. В Прибалтике дети поют еще в 6 - 7-м классах. А у нас в этом возрасте мальчики уже переживают мутацию. В чем тут дело? За последние годы очень омолодилась мутация. А мы ведь не южный, Кавказский, регион... И еще. Обратите внимание. Из 40 наших детей у двоих нет ни отца, ни матери, 8 человек - из неполных семей. От отца осталось только отчество в паспорте. По себе знаю, что безотцовщина невосполнима ничем - это травма остается в душе почти на всю жизнь...

- А послушаешь вас на концерте - никаких проблем: все безоблачно, высоко и чисто.

- А на сцене именно так и есть: безоблачно, высоко и чисто.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter