Мир не стал лучше

С неприятного пассажа началась вчера 48–я по счету Мюнхенская конференция по безопасности. На нее приглашены высокопоставленные делегации из Египта, Ливии, других арабских стран, чтобы поделиться опытом «демократических переустройств». Это было чуть ли не главным вопросом в повестке дня. Но каким опытом может похвастать, например, нынешний руководитель Египта, глава высшего военного совета Хусейн Тантауи, если сегодня на улицах Каира требуют его казни? После массовой резни на стадионе, во время которой погибли свыше 70 человек, на улицы вновь вышли тысячи египтян...

С неприятного пассажа началась вчера 48–я по счету Мюнхенская конференция по безопасности. На нее приглашены высокопоставленные делегации из Египта, Ливии, других арабских стран, чтобы поделиться опытом «демократических переустройств». Это было чуть ли не главным вопросом в повестке дня. Но каким опытом может похвастать, например, нынешний руководитель Египта, глава высшего военного совета Хусейн Тантауи, если сегодня на улицах Каира требуют его казни? После массовой резни на стадионе, во время которой погибли свыше 70 человек, на улицы вновь вышли тысячи египтян... В городе Суэц для разгона протестующих полицейские применили слезоточивый газ и боевые патроны. В результате два человека погибли, ранения получили не менее 20. Тахрир продолжает собирать свою кровавую жатву, и говорить об итогах в момент, когда дестабилизация продолжается, не могут себе позволить даже самые ярые адепты арабских революций. Во всяком случае, председатель конференции Вольфганг Ишингер предпочел анонсировать возможный «компромиссный вариант решения проблемы» по ПРО, который может быть достигнут между Россией и США.


Но и серьезного разговора о египетских, а тем более сирийских событиях тоже не избежать. Только пройдет он наверняка в жанре разбора полетов. Об этом прямо заявили в российском министерстве иностранных дел, анонсируя выступление Сергея Лаврова. Министр намерен поговорить об уроках, которые «важно извлечь из операции коалиционных сил под руководством НАТО в Ливии», изложит российский подход к преодолению кризисов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.


Участники Мюнхенской конференции — президенты, премьер–министры, высокопоставленные военные и дипломаты — раз в год собираются для того, чтобы обсудить важнейшие проблемы мира и войны. В последнее время, когда наряду с военными и политическими лидерами государств НАТО в форуме участвуют представители России и других стран Восточной Европы, Китая, Индии, Японии, дискуссии становятся все острее. По сути, именно в Мюнхене впервые обкатываются новые концепции и стратегии.


Что особо ярко проявилось в эти дни в вопросе о Сирии. Совет Безопасности ООН наконец согласовал текст резолюции, призванной остановить кровопролитие в этой стране. Причем прежний жесткий проект, предложенный западными странами, был смягчен с учетом возражений российской стороны. Теперь в нем не содержится прямого призыва к президенту Башару Асаду отказаться от власти. Впрочем, дождемся итогов голосования... Кстати, давно замечена закономерность: как только в ООН происходит какое–то шевеление с целью надавить на Дамаск, сирийцы тут же достают пулеметы. Насилие возрастает. Это еще один аргумент в пользу того, что Совбез должен призывать к переговорам, а не заниматься, как сказал российский полпред, «подпиткой конфликтов».


Операция НАТО в Ливии стала возможна из–за обтекаемых решений Совбеза, последствия известны, ответственные за них — тоже. Противодействовать возникновению новых конфликтов, в которых заинтересованы некоторые государства, трудно, но можно. Россия уже дала понять ЕС и США, что не позволит легитимизировать действия, которые приводят к «ливийскому сценарию». Если они кем–то и планируются, то обладать международно–правовой легитимностью не будут. Пожалуй, это и есть главный урок для участников Мюнхенской конференции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter