Мир хижинам и... дворцам

В нашей стране им предстоит соседствовать.
В нашей стране им предстоит соседствовать. Уживутся ли?

Большинство крупных городов мира разделены социальными границами на районы менее, более и наиболее респектабельные. На условных полюсах с одной стороны - Гарлем, с другой - Беверли Хиллз. Минск, по любым меркам мегаполис мирового калибра, счастливо избежал разделения. Десятилетиями будучи городом социального равенства, он не имел четких границ расселения пролетариев или, скажем, богемы. В "спальных" районах, одинаковых для всех, уживались работяги, интеллектуалы и "алколюмпены"...

Границы пролегли только сейчас. Но не между районами, а зачастую между подъездами соседних домов.

В июле прошлого года в статье "Пядь земли" мы рассказали о конфликте в столичном микрорайоне Уручье. Здешние жители взбунтовались против постройки трех 5-этажных элитных домиков. Митинги, воззвания к согражданам и петиции в адрес власти (иной раз смахивавшие на шантаж) сделали свое дело: горисполком отменил разрешение на строительство. По той же причине заморожены жилые объекты в районе ул. Цнянской и пер. Я.Коласа, на ул. Карбышева, только-только улегся конфликт по поводу ул. Филимонова...

Примеров таких множество. И в каждом из них против элитного жилья протестует именно окружающая, близлежащая общественность. Хорошо большинству. Архитекторам: наконец-то вырвались из тисков панельных стандартов; пусть пока не взорвались фантазией, но кое-чем уже блещут. Горожанам: столица хорошеет на глазах. Не говорю уже о новоселах. А их соседям плохо, просто невмоготу!

По названной выше причине архитекторы вынуждены "сажать" новые комфортабельные дома в рамках сложившейся застройки: больше негде. Логично и то, что застройщик платит 100 тысяч долларов за квартиру именно в центре, не на окраине. Год назад я категорически оправдывал такой подход. В самом деле, если мы прожили жизнь в панельных "хрущобах", то зачем же лишать достойного жилья преуспевающих детей и внуков? Но история дома по ул. Варвашени, 74 заставила сомневаться...

Он бросается в глаза каждому. Здесь по две квартиры на этаже, есть двухуровневые - по 250 кв. м. Запланирована спортплощадка на крыше строящегося подземного гаража. 140 машин на 176 квартир: суперэлитный дом!

Ради уникального проекта (чтобы воплотить во всем блеске!) столичные архитекторы отстояли соседний детский сад от превращения его в инкубатор малого бизнеса. Полсотни фирм: много машин, много шума и неудобств. Лишь бы жильцам было хорошо! А жильцам этого самого дома плохо! Жалуются на тесноту, отсутствие места для отдыха. Хотя в нескольких сотнях метров, через дорогу, - Комсомольское озеро, сквер и парки. Или решили для своего комфорта (чтобы чистка мусоропровода под окнами не досаждала) удалить контейнеры подальше, в глубь двора. Взвились уже соседи...

"Роман можно про этот дом писать, сколько здоровья я здесь положил! - сетовал заместитель главного столичного архитектора Владимир Галковский. - По закону любой может к дому подъехать. Но здесь охранники, непонятно кем нанятые, постороннего не пропустят. Машины стоят так плотно, что ни пожарная, ни "скорая" не проедет... При этом ни одного разрешения горисполкома - на ограждение территории, на охраняемую стоянку, на установку будки - я не видел. Пишем одну бумагу за другой - в ГАИ, в администрацию района, в СЭС: нарушены нормативы. Безрезультатно! Комитет по архитектуре снимает с себя ответственность..."

Сетовал еще год назад. Недавно я спросил В.Галковского: "Изменилось ли что-либо?" - "Ничего! Эффективных экономических рычагов, чтобы наказать "элитных самовольщиков", как не было, так и нет. Попробовал бы кто в Англии хоть рамы на окнах перекрасить! А у нас вешают на фасад коробку кондиционера - и не заставишь снять". Конфликт, как выяснилось, не исчерпан, а лишь затих: вовсю идет строительство того самого гаража со спортплощадкой. Только я приладился с фотоаппаратом, раздался возглас. Мягко его можно перевести так: какого рожна ты здесь щелкаешь? Да! Уже иная психология: "Мое!" Риэлтерские фирмы, рекламируя элитное жилье, смакуют и прелести прилегающей территории. И вот дом заселен, фирма уходит. Территория, как выяснятся, жильцам не принадлежит и принадлежать не может. Но они уже считают ее своей.

Может ли что-то сделать горсовет? Нет, считает заместитель главного архитектора - это законодательная проблема государственного уровня. Подобные могут возникнуть - и возникают! - в любом городке. В свое время архитекторы и власти проиграли войну против остекления лоджий: воцарился хаос. Но это цветочки в сравнении с тем, что может всем нам грозить. Быть может, обитатели Уручья и впрямь имели основания протестовать?..

Да, пока "хижины" и "дворцы" уживаются с трудом. Между полюсами, магнитными или электрическими, всегда существует напряженность: таковы законы. Социальные полюса - не исключение, между ними часто искрит, иногда даже полыхает.

Слишком быстро меняется жизнь. Кто бы подумал еще десяток лет назад, что застройка улицы Пулихова, считавшейся номенклатурно-элитной, так поблекнет на фоне строительной суперэлиты? Счет таким домам идет уже на десятки. Чтобы впредь не искрило, предстоит столь же быстро учиться жить иначе. Всем! Власти - обновлять (или ужесточать) законы и нормы, гражданам - менять (скорее смягчать) психологию. Выбора нет: жить будем по-разному, но рядом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter