Мир хижинам и дворцам

Четыре семьи в Петриковском районе живут в.
Четыре семьи в Петриковском районе живут в... соломенных домах. В деревнях Михедовичи и Куритичи уже 6 лет стоят несколько особняков, сложенных из прессованной соломы.

Пока к идее строительства домов из соломы большинство из нас относится весьма скептически. Сказывается вековая установка: соломенная крыша - признак бедности. Даже сказку соответствующую придумали - про поросят Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа. А строить нужно из кирпича и бетона. Претензии к столь сомнительному стройматериалу, как солома, предъявляются стандартные: погрызут мыши, заведутся насекомые, сгниет (а что не сгниет, то, ясное дело, сгорит), развалится...

Тем не менее Беларусь - единственная страна на территории бывшего СССР, где разработана технология строительства соломенных домов. "СБ" писала, как эта технология с подачи белорусского отделения Международной академии экологии (МАЭ) получила вторую премию на конкурсе энергоэффективных проектов в австрийском Линце. Вот только внедряется она пока в основном за границей.

Существуют разные версии того, кто является автором новшества. Продвигать проект в Беларуси пытается физик, кандидат технических наук Евгений Широков, возглавляющий национальное отделение МАЭ.

- Есть столетний опыт такого строительства в Канаде и Соединенных Штатах, - говорит Широков. - Мы не изобрели велосипед, а просто приспособили его к нашим условиям.

По предлагаемой технологии сооружается деревянный каркас, который обкладывается соломенными блоками. Снаружи солома либо обтягивается металлической сеткой и штукатурится, либо облицовывается кирпичами. Готовый дом внешне не отличается от прочих, оснащается теми же удобствами. Этим сходство исчерпывается. Соломенный дом строится без применения подъемной техники - почти любой элемент может быть поднят одним человеком. Нет и нужды в основательном фундаменте. Не требуется также особой квалификации - четверо сельчан сложат стены за неделю. На остальные работы уходит немногим более месяца.

Достигается колоссальная экономия энергии - как в ходе строительства, так и при эксплуатации. Теплоизоляция у соломы как минимум в 4 раза лучше, чем у традиционных стройматериалов. В самые холодные зимы печь достаточно топить раз в 4 дня (в деревянном доме - 2 - 3 раза в сутки). Кстати, при эксплуатации одного из соломенных домов обнаружился-таки недостаток: во время приготовления пищи в печке (газ не подведен) приходилось в лютые морозы открывать дверь, чтобы охладить помещение.

Если в обычных деревенских домах мыши являются постоянными обитателями, то в дом из ржаной соломы их не загнать палкой. Говорят, острые ржаные волоски действуют на грызунов, как стекловата на человека. На вопрос о том, не возникло ли желания чем-то пропитать солому от насекомых, Широков удивился: "А зачем? Теоретически опасность могут представлять термиты. Но с ними в наших местах нет проблем..."

- Предусмотрены меры, чтобы воспрепятствовать гниению, - рассказывает физик. - Соблюдая определенные параметры, можно быть уверенным, что ничего подобного не случится. В Канаде же не сгнило ничего. А у них вполне "белорусский" климат...

- А если штукатурка треснет? - продолжал я искать, к чему придраться, памятуя о том, что широкой славянской душе не всегда удается уместиться в рамках определенных параметров.

- А если треснет, то, по идее, надо замазать, - терпеливо объяснял Широков. - Хотя с чего бы ей трескаться? А вообще, если специально не лить воду в эту трещину, так ничего и не случится. С другой стороны, от сырости и железобетон разрушается.

Испытания на пожароустойчивость показали, что прессованная солома горит хуже дерева. 50-минутное воздействие открытым огнем на оштукатуренную стену привело к тому, что солома обуглилась на глубину 5 сантиметров, при этом температура на противоположной стороне стены повысилась на 4 градуса.

Еще одно ценное свойство - поразительная дешевизна, изобилие и возобновляемость материала. Затраты энергии на строительство кирпичного дома в 150 раз выше, чем на строительство соломенного. Энергоемкость же производства кирпича вообще некорректно сравнивать с затратами на производство соломы, которая является скорее отходом. Хозяйства Беларуси не знают, что делать с тысячами тонн соломы. Во многих колхозах сохранились старые тюковальные машины казахского производства. Где-то они продолжают использоваться, где-то превращаются в металлолом. Не исключено, что скоро такие агрегаты будут вновь востребованы.

Говорят, сами строители соломенных домов, которые поначалу весьма ехидно относились к тому, что делают, потом сокрушались: "Где ж вы были раньше со своей соломой, когда мы себе дома строили?" "Если бы это было так хорошо, давно бы уже строили", - возражают благоразумные аналитики. А действительно, почему не строим? Очевидно, есть серьезные доводы. Я попытался отыскать таковые, обращаясь к проектировщикам, ученым, чиновникам - и... не отыскал. "Может, и есть недостатки, - сказал главный архитектор института "Гомельсельстройпроект" Александр Довгаленок. - Но я их не знаю". "За первые три года к этим домам не было претензий, - сказал начальник Гомельского областного управления государственной вневедомственной экспертизы Михаил Харахнов. - Мы, впрочем, не исключаем вероятности подгнивания соломы под штукатуркой с наружной стороны, где может конденсироваться влага. Но это медленный процесс. 25 лет дом прослужит гарантированно - собственно, на такой срок по нормативам рассчитаны и деревянные дома".

С 1998 года, когда был построен дом в деревне Куритичи, государственный интерес к "соломенной" технологии иссяк. Не то чтобы кто-то возражал. Но никто проект МАЭ и не поддерживает. Квадратный метр соломенного жилья стоит около 160 долларов. Кирпичного - от 300 долларов. Похоже, главным недостатком соломенного дома стала, как ни парадоксально, его дешевизна. "Подрядчику невыгодно строить дешевый дом, - считает Александр Довгаленок. - У нас был заказ от одного из совхозов подготовить документацию на 10 соломенных домов. Потом директор совхоза год искал, кто взялся бы за это дело, - так и не нашел. В результате построили дома из газосиликата".

"Крупные строительные организации лоббируют свои интересы, - вторит Евгений Широков. - Существуют устоявшиеся финансовые потоки, которые нарушаются нашей соломой. К сожалению, это даже не догадки. Это факт". Не слишком переживая по поводу столь флегматичного отношения, Широков подался в частный сектор, где заинтересованность в экономии повыше, а подводных течений поменьше. Даже "новые белорусы" из Минска уже обзавелись несколькими соломенными виллами. По словам Широкова, метод хорошо пошел в России. Дешевое, качественное и быстро возводимое жилье помогает решать проблемы строительства жилья в российских регионах, пострадавших от наводнений. Технология используется в Сибири, Краснодарском крае, на Ставрополье. Полтора десятка домов возводится в долине реки Кубань. Все более активный интерес к соломенным домам проявляют частники.

Недавно вообще отмечен уникальный прецедент: свое намерение приехать в Беларусь и платить за то, чтобы Широков учил их строить соломенные дома, высказали даже немцы. Но местная власть пока относится к затее с настороженным интересом.

- Надо, чтобы объект себя показал в течение 5 - 6 лет, - говорит первый заместитель председателя Гомельского облисполкома Александр Беляев. - Думаю, через год-полтора мы отработаем схему и, если посчитаем выгодным, будем строить дома из соломы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter