Минск: заинтересованный взгляд из недалекого будущего

Президент заслушал доклад о планах застройки столицы

Совещания в минской Ратуше, пожалуй, мои любимые мероприятия из официальных. Президенту здесь докладывают о планах застройки столицы. Для наглядности главный архитектор города Виктор Никитин всегда готовит подробный макет того, что будет возведено. Вчера, к примеру, в миниатюре был представлен проспект Дзержинского (впрочем, не в такой уж миниатюре — конструкция растянулась метров на 10). Светящиеся небоскребы, кораблики в искусственных прудах и бизнес–центры, бизнес–центры. Действует, знаете ли, очень духоподъемно, как будто сел в машину будущего. Но, признаюсь, когда я на этот раз шел в Ратушу, одолели меня сомнения. Мировой экономический кризис, говорят, очень сильно ударил именно по строительной отрасли. Что будет с презентованными раньше грандиозными проектами?


Этот вопрос я задал главному архитектору города еще до начала мероприятия. «То, что мы делаем, мы должны делать независимо от того, будет иностранный инвестор или нет, — ответил он. — По некоторым проектам есть спад по времени, но резких отказов инвесторов нет». В унисон звучали и слова председателя Мингорисполкома Михаила Павлова: «Каких–то провальных объектов, недостроев у нас нет». Президент тоже был настроен оптимистично: «Инвестиций будет предостаточно — я это чувствую. Особенно европейских. Они хотят прийти в Беларусь. А куда? В Минск».


Тем не менее Александр Лукашенко недоволен промедлением с реализацией проекта «Минск–Сити». «В мае я не потерплю никаких разговоров по поводу «Минск–Сити», — заявил он. — Если нынешний инвестор (российская компания ИТЕРА. — Прим. И.К.) не в состоянии это делать, то надо отказаться от его услуг». Напомню, речь идет о застройке 300 гектаров территории аэропорта «Минск–1». Ориентировочная стоимость проекта — 5 миллиардов долларов. Срок сдачи — 2020 год. Посыл Президента всем инвесторам–строителям предельно ясен: «Кто не начнет строительство — забирайте землю и отдавайте другим. А то как ввяжемся в эти вечные стройки... Надо строить по–китайски — за год».


Александр Лукашенко считает, что ресурсы — финансовые, людские, интеллектуальные — в сегодняшних условиях нужно концентрировать на наиболее важных объектах. В частности, по его словам, упор должен быть сделан на «каркасных» улицах. На них должен «висеть» весь город, чтобы из Минска автомобили «со свистом вылетали», не создавая пробок на выездах. Президент очень резко высказался насчет минских дорог. Кроме того, «надо строить парковки». А вот, например, со сносом гостиницы «Беларусь», по его мнению, можно не торопиться. «Это терпит, — сказал он. — Ее просто надо привести в порядок».


Вчерашнее совещание касалось положения дел во всей строительной отрасли, хотя поводом для него стали два конкретных проекта. Это застройка проспекта Дзержинского и Минской кольцевой автомобильной дороги, сокращенно МКАД.


«Еще лет пять назад мы поняли, что без серьезной реконструкции дорожной сетки Минска мы столкнемся с большими транспортными проблемами, — рассказал мне Виктор Никитин. — Мы уже сделали Партизанский проспект, застраиваем Победителей, улицу Притыцкого перестроили и сейчас занялись проспектом Дзержинского. В сегодняшнем виде я бы даже не называл его проспектом — это обыкновенная улица. Застройка здесь разношерстная, архитектурной ценности не представляет. Поэтому мы приняли решение о полной реконструкции. Сделаем восьмиполосную дорогу. Продолжим ветку метро. В общей сложности по проспекту Дзержинского будет построено порядка двух миллионов квадратных метров жилья. Для этого надо снести порядка 600 частных домов. Въезд в город со стороны Западной Европы должен быть не менее достойным, чем проспект Независимости».


Председатель Мингорисполкома отметил, что «самая серьезная проблема сегодня — это снос». В городской черте — порядка 15 тысяч частных домов. «В марте все это должно быть развязано на законодательном уровне без всяких бюрократических проволочек, — Президент за быстрое решение вопроса. — Или мы платим за сносимое жилье и предлагаем земельные участки для строительства, но не в Минске, или предоставляем жилье в соответствии с нормами и в расчете на реально проживающих, а не прописанных людей».


По поводу МКАД главный архитектор Минска говорит: «Раньше мы считали МКАД объездной дорогой. Но, судя по темпам застройки Минска, уже скоро она станет просто крупной автомагистралью в теле города. Поэтому мы решили создавать серьезную инфраструктуру по бокам МКАД. Сегодня тут только гаражи и заправки. Мы разрабатываем новый генплан, и есть предложение построить вторую кольцевую дорогу».


Затронули и такую проблему, как перенаселенность Минска. Главный архитектор считает, что нынешние планы по вводу в строй жилья в столице завышены. Поликлиники, школы, детские сады и другие инфраструктурные постройки не поспевают за жилыми домами. Тут уже и Михаил Павлов включился в разговор: «На одного жителя в Минске уже сейчас приходится более 19 квадратных метров жилья». Александр Лукашенко все же заметил, что задание минским строителям никто не снимает, но они должны строить жилье и в других местах, например, в городах — спутниках Минска — Заславле, Логойске, Дзержинске. Но он согласился, что нельзя «перетаскивать всех в столицу» и должно быть «равномерное рассредоточение населения по территории страны». Этому должны способствовать планы по выносу предприятий из Минска. «Там, где предприятия, — там должно строиться жилье», — сказал Президент. Он считает, что 2 миллиона жителей — это оптимально для Минска, «больше не надо».


«В 2013 году проедем по проспекту Дзержинского — посмотрим, как завершена реконструкция», — этими словами Президент завершил совещание в Ратуше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter