«Миллионеры» социального дна

Возможно  ли  найти  лекарство  от  деградации  социально  опустившихся  людей?

Возможно  ли  найти  лекарство  от  деградации  социально  опустившихся  людей?

Корреспондент «Р» принял участие в рейде по так называемым злачным местам Железнодорожного района г. Витебска. Основанием для подобной «прогулки» можно считать весьма тревожную статистику. Только за первый квартал в городе произошло 42 пожара. В огне погибли пять человек. Материальный ущерб оценен в 105 миллионов рублей. В то же время удалось спасти пятерых граждан, материальных ценностей более чем на четверть миллиарда рублей и 45 строений. Как и почему происходят трагедии под мирным небом?

Не  докурив  последней  сигареты

Когда из частного дома на 2-й ул. Бядули в г. Витебске повалил дым, соседи немедленно набрали номер 101. Пожарные прибыли мгновенно. И тем не менее человека спасти не удалось. На кухне тлело кресло с грудой вещей и верхней одежды. Все стены и потолок в помещении были закопчены. Хозяин, видимо, пытался выбраться из душегубки, но возле дверей силы оставили его. В итоге — летальный исход.

По объяснению родственников, проживающих в другой половине этого же дома, мужчина, 1956 года рождения, последние полгода нигде не работал, систематически употреблял спиртные напитки и курил. Стремительно деградировал. Уже случалось слышать из его половины дома запах гари от оставленной на плите пищи. Еще страшнее, когда из неотключенной газовой конфорки шел газ.

За опасным родственником присматривали практически ежедневно. Кабы чего не случилось. По иронии судьбы в тот роковой день к нему не зашли…

Жизнь  в  «кротовой  норе»

Трудно вообразить, что почти в центре города можно в наше время около двух лет жить без электричества. Увы, и такое бывает. Вот и на улице Чапаева хозяева такой с позволения сказать «квартиры» столь продолжительное время для освещения пользовались свечами. В однокомнатной квартире одновременно проживали четыре человека – мужчина, тесть с сожительницей и пасынком.

Из всех радостей жизни ее обитателей неизменной оставалась страсть к алкоголю. Он создавал иллюзию жизни, а все остальное казалось мраком. А источник света в таком мраке – свеча, потому что электричество отключено около двух лет назад за неуплату.

Так случилось, что все обитатели «пещеры» в тот мартовский день ушли в город. Горящую свечу не погасили. Сваленный повсюду хлам загорелся. Прибывшие по вызову соседей спасатели только из одного угла ночлежки выкинули около 20 кг тлевших вещей. А вообще барахла в этой, как ее называли соседи, «кротовой норе» скопилось столько, что оставались лишь узкие проходы между кроватями и лежаками.

Погибших от дыма и огня на сей раз не было. Но разве от этого легче?

Недопитая  бутылка.  Окурок.  Пожар

Из квартиры на четвертом этаже дома по ул. Правды вечером повалил дым. Звонки и стук в дверь сотрудников караула ПАСЧ-1 ответа не имели. Раздавался лишь собачий лай. Пожарным пришлось взламывать дверь. В задымленной комнате возле дивана лежал мужчина в бессознательном состоянии.

От высокой температуры сильно пострадала мебель, диван прогорел до металлического каркаса. Причина пожара была налицо: на кухне оставалась недопитая бутылка водки, пепельница с окурками, один из которых стал маленьким злобным джинном.

Задворки  культурной  столицы

Вот по таким примерно адресам направились мы в рейд вместе с инженером инспекции Госпожнадзора Витебского городского отдела по ЧС Сергеем Маховиковым, старшим участковым инспектором Железнодорожного РОВД Сергеем Козловым и участковым инспектором этого же райотдела Иваном Рябенко. На улицах с колоритными названиями – Революционная, Покровская — незваными гостями мы оказались на настоящем социальном дне.

Видели и самодельные кустарные электропечи, заменяющие газовые плиты. Последние отключены и запаяны, так как голубое топливо не поступает потребителям по причине задолженности за коммунальные услуги. С опаской осматривали ветхую электропроводку, к которой рискованно прикасаться. В любой момент она может стать причиной возгорания, замыкания и пожара. Хозяева злоупотребляют алкоголем, курят (в том числе в постели), повсюду затхлость и смрад.

Обитатели этих квартир — миллионеры по задолженности государству за коммунальные и бытовые услуги. К тому же живут в жуткой антисанитарии, где не то что присесть, а прикоснуться к чему-то опасно.

Как и положено, с жителями городских «пещер» тут же проводится профилактическая работа. И сотрудниками милиции, и МЧС. Да вот будет ли прок? Не так просто изменить образ жизни, привычки и мышление людей в социально неблагополучной среде.

Лекарство  от  деградации

Старший участковый инспектор Железнодорожного райотдела милиции майор Сергей Козлов не считает подобные «хождения в народ» бесполезными. Было приятно видеть, что все обитатели ночлежек и «малин» знают своего участкового и относятся к нему уважительно. Он и наказывает, и устраивает на работу, и при необходимости отправляет самых проблемных алкоголиков на лечение.

— Работа участкового – это призвание, — размышляет майор Козлов. — Здесь долго не задерживаются. А я уже около шести лет в такой беспокойной должности. Верите ли, но когда удается помочь людям, хочется снова продолжать службу. Хотя бывают моменты, что кажется,  поменял бы ее на более «чистую».

А по большому счету, здесь требуются объединение усилий не только милиции, МЧС, медицины, социальной службы, других структур, но и более жесткие меры со стороны государства в отношении бездельников, пьяниц и нарушителей. В одном  Железнодорожном районе около 40 семей находятся на социальном дне. Практически неисправимые, с аморальным и антисоциальным поведением, с букетами вредных привычек. И это только верхушка айсберга.

Самое страшное, что жизнь в такой среде уродует молодых. Фактически формируется и программируется слой преступников и деградантов. От подобного страдают нормальные люди.

На уровне власти необходимо оградить законопослушных граждан от подобного «общего жития». Лучшее лекарство от деградации – заставить социально опустившихся граждан трудиться. Бомжами и преступниками не рождаются. Ими становятся. А значит, нужно создать такие условия, чтобы «миллионеры» социального дна возмещали государству долг.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter