Миллиарды на кончике шприца

По мнению председателя Комитета госконтроля А.Тозика, только перераспределение денежных потоков внутри отрасли здравоохранения позволит высвободить не менее 150 - 200 миллиардов рублей на улучшение медицинского обслуживания.
По мнению председателя Комитета госконтроля А.Тозика, только перераспределение денежных потоков внутри отрасли здравоохранения позволит высвободить не менее 150 - 200 миллиардов рублей на улучшение медицинского обслуживания.

Нехватка денег "на здоровье" в последнее время стала притчей во языцех. При том, что объективно на нужды медицины страна выделяет каждый седьмой рубль, или более 15 процентов консолидированного бюджета. На текущий год в денежном выражении это составляет 1 триллион 232 миллиарда рублей. Это много или мало? Можно сказать, "гамлетовский вопрос": как считать, куда направлять, на что расходовать.

Сегодня 70 процентов выделяемых средств уходит на стационарное лечение. В то же время 80 процентов больных обращаются за помощью в поликлиники. Таким образом, финансовый поток течет по одному руслу, людской страждущий - по другому. Макроэкономическое, если хотите, несоответствие налицо. Для управленцев оно далеко не новость, коль скоро о настоятельной необходимости перераспределения казенных денег от госпиталей, клиник и больниц в пользу городских поликлиник и сельских ФАПов давно говорят на всех уровнях - от специалиста Минздрава до участкового терапевта. Корень проблемы, однако, в том, что скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.

Что же мешает двигаться в нужном направлении? Устаревшая, увы, традиция, которая тормозит развитие реформаторской мысли и препятствует практическим преобразованиям. Тому уже десяток лет назад завершилась борьба за, как тогда выражались, "всемерный охват населения койко-местами". Охватили и с лихвой... А теперь то наследие отягощает национальное здравоохранение. В стране на 10 тысяч населения 126,6 больничных койки. В Европе этот показатель составляет 81,2. В прошлом году на каждые 100 человек у нас было госпитализировано порядка 28 человек, среднеевропейский показатель - 18. Значит, и коек у нас в полтора раза больше, и лежим мы в больнице дольше немца, француза и итальянца.

То есть ведем себя, как богатые граждане процветающей страны. Или уж очень хворые, хотя по показателям Всемирной организации здравоохранения страна занимает 53 место из почти 200 стран, по индексу человеческого развития ООН, даже при наличии чернобыльского синдрома, мы выглядим не хуже многих других. Нет, упрощать проблему не приходится: речь не о том, чтобы свернуть матрацы и разобрать панцирные еще койки. Иной организации и оснащения требует на самом деле "свято место", где в острой ситуации, в тяжелом случае медики спасут нам "живот" наш, избавят от невыносимой боли, снова поставят на ноги. Рациональная реструктуризация коечного фонда - вот что требуется. Чтобы высокотехнологичная реанимационная палата работала интенсивно и эффективно, чтобы в обыкновенной не доходило до лузганья семечек теми, кто может долечиваться на дневном стационаре или амбулаторно. Да и сам человек должен заботиться об укреплении собственного здоровья хотя бы за счет отказа от курения и других вредных привычек.

Анахронизм в виде лишних койко-мест - далеко не единственный, разумеется, резерв, которым располагает отрасль. Только самый ленивый из нас не жаловался на то, что врачей не хватает, талон не достать, к специалисту не попасть. Но и здесь парадокс: на 10 тысяч населения у нас, оказывается, и врачей больше, чем все в той же благоденствующей Европе. Другое дело - как отрасль распоряжается этим потенциалом, что скрывается за повсеместной практикой врачей, работающих на полутора и двух ставках. И человек в белом халате далеко не всегда оказывается тем, что мы о нем думаем. В Белорусской медицинской академии последипломного образования за 2 последних года штат вырос без малого на 16 процентов, причем по аппарату управления - на 42,1 процента. А число слушателей (практикующих медиков) за тот же период увеличилось на 3,1 процента. Комментарии излишни?

Приведены лишь фрагменты общей картины. Другие аналогичные не менее впечатляющи, какого ни коснись: лечебное питание, льготы, закупка лекарств и медицинского оборудования. Одних только долгостроев медицинского профиля по стране 116, и в каждой "незавершенке" омертвлен значительный капитал.

Так выглядит наша "бесплатная" медицина - не говоря об образчиках мелких, средних и крупных злоупотреблений, установленных госконтролем (по материалам проверок возбужден ряд уголовных дел). Излишне израсходованных или использованных не по назначению бюджетных средств выявлено более 130 миллионов рублей.

А что же насчет платных услуг, той новой медицины, которая предполагает быть, - дополнительно к общедоступному минимуму заботы о нашем здоровье, который гарантирует государство своим гражданам? Ей, безусловно, быть. Какой быть - это обсуждают сейчас и общество, и врачи, и больные, и законодатели. Подготовка сознания к новым реалиям, безусловно, полезна. Но не здорово, когда модная идея заслоняет злободневные и куда более насущные для любого из нас потребности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter