Милая бессмысленность бытия.

Изящно,легко и очень стильно.
Изящно,легко и очень стильно. Такими эпитетами давно не награждали обычно тяжеловесные, монументальные спектакли Купаловского театра. Для театралов нет большего праздника, чем премьера, которая оборачивается настоящим событием. На спектакль "Чорная панна Нясвiжа" невозможно достать билет. Если вам все же посчастливится попасть на него - сами поймете, почему. Я уже видела. И первым делом обращаюсь к первоисточнику за ответом: "Как же так вышло?" То есть беседую с художественным руководителем Купаловского театра и режиссером театрального хита Валерием РАЕВСКИМ.

- Валерий Николаевич, о вашей премьере можно сказать "стильно". Это комплимент для вас?

- В советские времена была такая расхожая фраза: "Сделайте нам красиво, как в Большом театре". Берясь за постановку, я ставил себе цель - сделать эстетский спектакль, в хорошем смысле этого слова. Надеюсь, мне это удалось.

- Стремление "сделать красиво, как в Большом", продиктовано коммерческими соображениями?

- Отнюдь. Например, два года назад, репетируя "Витовта", мы не могли и предположить, что это будет коммерчески успешный спектакль. Тем не менее и сегодня на "Витовта" нет билетов. Думаю, такая же судьба уготована и "Чорнай панне". Спектакль по белорусским меркам дорогой, костюмный, красивый. Однако Национальный академический театр не ставит задач собирать кассу. У нас несколько иные цели. Прежде всего мы должны сохранить национальный язык, наши богатые театральные традиции. И конечно, это прекрасно, если столь благородная миссия подкреплена большим зрительским интересом.

- Скажите, пожалуйста, в пьесе Алексея Дударева вас какая тема волнует больше: любовная или историческая?

- История любви. Это, грубо говоря, "Ромео и Джульетта" на польско-белорусско-литовский манер. С той лишь разницей, что Барбара умирает первой и ей уже не четырнадцать лет, а двадцать восемь. Но от этого любовь Барбары и Жигимонта не менее прекрасна и трагична. Словом, Дударев очень точно угадал любовный дуэт, который стал поперек горла политикам. Хотя, конечно, и приукрасил историю.

- Мораль сей легенды в том, что нельзя любить больше жизни, ибо это до добра не доводит?

- Я думаю, каждому свое. Жениться по любви не может ни один король. А Барбара и Жигимонт замахнулись и на трон, и на любовь. Трагичный финал гарантирован, если человек играет в жизни не свою роль. В данном случае политика и время оказались несоизмеримо сильнее любви Барбары. Занять место, которое предназначено другой женщине, нельзя.

- Знаете, во время спектакля зрители на соседних креслах шептались: "Прелесть что за девушки!" Юноши тоже. Это все ваши?

- Да. Мы приняли в театр выпускной актерский курс из Академии искусств. Сейчас происходит смена поколений, и мне очень любопытно наше будущее. Они все достаточно интересны. Я надеюсь, это будущие звезды. Пусть они станут настоящими, признанными талантами, как Александр Калягин, Алла Демидова, Владимир Высоцкий.

- Мне нередко доводилось слышать такое мнение: "У нас нет нового поколения интересных режиссеров, потому что два наших мэтра - Луценко и Раевский - не подготовили себе смену". Как вам такое высказывание?

- Да, я слышал. Не стану ничего говорить за моего коллегу, а за себя парирую. Как, по-вашему, Николай Пинигин интересный режиссер? Я не приписываю себе его достоинств, но он совсем еще молодым был моим ассистентом. И позже я старался не вмешиваться в его творческие поиски. Сейчас, на мой взгляд, любопытно работают Владимир Савицкий и Владимир Щербань. С этого года актер Александр Гарцуев официально переведен в статус режиссера Купаловского театра. Я всегда приветствовал его режиссерские начинания. Как художественный руководитель я стараюсь им всем помочь высказаться и спокойно развиваться. Терпеливо жду вместе со всеми их роста. Так что, думаю, обвинения не правомерны. Иное дело, что я не создал подобного мне режиссера. Но кому это нужно? И кто создал?

- Валерий Николаевич, не кажется ли вам странным, что билет на не самый удачный антрепризный спектакль сегодня стоит намного дороже, чем на костюмную, историческую постановку Национального академического театра. На мой взгляд, это удар по национальному престижу.

- Я с вами полностью согласен. Нужно пересмотреть существующую систему. Например, билеты на старый спектакль должны быть дешевле. А на премьерные, красивые - дороже. Конечно, необходимо оставлять какой-то процент недорогой галерки для малоимущих студентов и пенсионеров. Но поход в театр не должен обходиться, как проезд в транспорте. В конце концов, это встреча с искусством, праздник. Сегодня у нас нет необходимости заманивать зрителя дешевыми билетами. Он и так с удовольствием к нам идет. Приемлемая цена, кроме того, это и дисциплинирующий фактор для актеров и режиссеров, и возможность решать многие насущные проблемы. Например, антрепризные спектакли активно раскручиваются по радио и телевидению. Вы когда-нибудь слышали коммерческую рекламу спектаклей Купаловского театра? Я не против антрепризы - все должны заниматься своим делом. Я против несправедливого отношения к тому, что называется достоянием нации. Знаете, Александр Блок как-то сказал гениальную фразу, которую, я надеюсь, вы поймете правильно: "Тому, кто опускается до народа, народ не простит".

- Вы сейчас отдыхаете после премьеры?

- Ну что вы. У меня очень много работы. Помимо основных функций худрука, я готовлюсь к постановке пьесы "Эрик XIV" по Августу Стриндбергу, которая намечена на конец года. Кроме того, Сергей Кортес пригласил меня ставить оперу "Панна Ядвига" белорусского композитора Владимира Солтана. А еще есть договоренность о постановке пьесы Алеся Ждана "Калитка" в Театре-студии киноактера. Это притча о милой бессмысленности бытия. Странная, лирическая, грустная констатация человеческой беспомощности. Генетика героинь пьесы засыпана пеплом истории, но они смутно помнят что-то и тоскуют по совершенству. Мне очень любопытен этот материал. Они все время плачут над бренностью бытия и его вечной тайной. Как у Чехова в "Трех сестрах", помните: "Ах, если бы знать, если бы знать, если бы знать..."
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter