Михаил Тумеля: Я снимаю кино на песке

В этом году на 17-м Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале показали несколько белорусских мультфильмов, и среди них – «Белорусские поговорки-2» Михаила Тумели.

В этом году на 17-м Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале показали несколько белорусских мультфильмов, и среди них – «Белорусские поговорки-2» Михаила Тумели. Сделаны все эти картины на «Беларусьфильме». А работа Тумели продолжает серию на темы белорусских народных пословиц и поговорок.

Сам он – любимец анимационного сообщества, человек чрезвычайно самобытный.
Сегодня Михаил Тумеля – гость «СВ».

– В чем, по-вашему,  секрет отменного качества белорусской мультипликации?  Каким образом она сохраняет лучшие традиции советской анимационной школы?

– Все воспроизводится в тех же формах, как и в прежние годы. Ситуацию на «Беларусьфильме» знаю хорошо, пришел туда еще школьником в 1978 году. Мне было 15 лет. И несмотря на то что сменились поколения аниматоров, темы и образы, работаем, как в советские времена.

– В Беларуси анимация, похоже, остается приоритетной?

– Когда государство начинает устанавливать правила для анимации, появляются неадекватные решения. Но нам, по счастью, доверяют, и мы делаем то, что хотим, да еще и за счет госфинансирования. Это дает неплохой результат. Ситуация в белорусской анимации во многом напоминает общественный договор. Люди сами предлагают темы. Может, это только у меня такое представление, поскольку я – вольный стрелок, а не сотрудник «Беларусьфильма». Просто работаю на базе этой киностудии. Подаю свои проекты – их принимают.

– У вас есть своя студия? Как вы работаете?

– Нет. Мне говорят – составляйте план. Почешу в затылке – напишу проект.  Результат может быть спонтанный и совершенно случайный, как у всякого творческого человека. Я делаю кино, которое вроде бы и не собирался делать, мечтал о другом. Мой товарищ Владимир Петкевич занимается проектом «Музыкальная шкатулка». Неожиданно он и меня вовлек в работу над этим циклом. Я выбрал песню и приступил к работе. «Музыкальная шкатулка» будет состоять из музыкальных фильмов, основанных на белорусских песнях. 

– Сколько мультфильмов в год выходит в Беларуси?

– По указу президента перед белорусскими аниматорами поставлена задача создавать 90 минут анимации. Это приличный метраж. Тематика строго не определяется. Но предпочтительнее детские фильмы и те, что развивают национальную культуру. В эту задачу вписываются наш проект о гербах белорусских городов, детский фильм «Сороконожка» Татьяны Кублицкой, «Дед» Александра Ленкина, показанные в Суздале. Белорусские режиссеры не просто высказывают то, что у них наболело, они прислушиваются к зрителю. О нем обязательно надо думать. Может, такое кино и не получит тьму призов на фестивалях, но оно многих порадует.

– Социальную рекламу у вас снимают? Думаете ли о создании анимационных блокбастеров?

– Об этом все время идут разговоры. Мой любимый вопрос из задаваемых белорусскими журналистами: «Когда появится белорусский «Шрек»?» Я отвечаю: «Надеюсь, никогда». Часто спрашивают: «В чем отличие белорусской анимации, каковы ее характерные черты?» На мой взгляд, это мозаичность, разнообразие. Белорусские аниматоры делают все, что могут, и у них многое получается. Чем-то это напоминает смальту, которая на стене выстраивается в картинку. Белорусский мир сам по себе отличается разнообразием. Белорусы, евреи, поляки всегда жили рядом. Их культуры перемешивались, уживались. Все это отразилось и в нашей анимации.

– Какова техническая обеспеченность? Работаете старым дедовским способом?

– Пересели все за компьютер. Хотя я снимаю еще и кино на песке. Это сложная и затратная техника. Но когда она возникает в сериале про гербы, выглядит эффектно. Ради этого стоит заниматься многотрудной работой. Хотя с коммерческой точки зрения это полный прогар. Дома я оборудовал станок. Но когда попробовал высыпать там песок, моя жена, хотя она тоже аниматор, не обрадовалась. Слишком много грязи. 

– А где молодые мультипликаторы проходят свои университеты?

– Я уже отучил три курса на базе «Беларусьфильма». В последнее время в анимацию идут одни девушки. Это глобальное явление. Не хочется показаться «сексистом» или «мочистом», но тут нужно соблюдать баланс. В конце концов, если студия будет состоять из одних девушек, никто из них не выйдет замуж. Важно, чтобы у них не только анимация была, но и личная жизнь.

– А мужская рука или женская – это ощутимо на экране?

– Не в обиду женщинам будет сказано, но лучший комплимент, когда говорят, что они сделали свои фильмы мужской рукой.

– Вы совсем юным человеком пришли в анимацию, как это стало возможно?

– Вначале я увлекся анимацией, а уже потом встал вопрос, куда поступать. Мне выписали пропуск на студию. Я стал приносить свои рисунки. Наш известный режиссер и аниматор Юрий Владимирович Бутырин давал задания, занимался со мной. Это редкий шанс. На студии работала архитектор Лена Марченко, можно сказать, моя наставница. Именно она посоветовала поступать на архитектурный факультет нашего театрально-художественного института. «Лучшее образование в Советском Союзе – там», – произнесла она решающие слова. Туда и пошел, о чем нисколько не жалею. А когда заканчивал учебу, худрук студии Белоусов сказал: «А чего тебе архитектура? Давай направим письмо из Госкино СССР, чтобы тебя распределили на «Беларусьфильм». Я оказался редким выпускником архитектурного факультета, распределенным на киностудию.

– Есть ли сегодня у молодых возможность также попасть на студию, как когда-то случилось с вами?

– Положа руку на сердце – нет. Мир стал более жестким. И это печально. Когда приходят молодые люди, мне хочется эту жесткость снять, помочь им. Счастливый шанс должен остаться в профессии. Но большая ошибка – принимать людей на режиссуру сразу после школы. Они не имеют жизненного опыта. После пяти лет учебы многим все еще нечего сказать миру. Лучше поработать заливщиком на студии, приобрести опыт, а потом рассказать о том, что теребит внутри.

– Но когда человек юн, его проще сориентировать в нужном направлении?

– Режиссер – не та профессия, в которой нужно куда-то направлять. Важно идти от себя, быть активным. Наши мастера Юрий Норштейн и Федор Хитрук всегда говорили, что режиссуре научить невозможно. Всегда повторяю студентам одну фразу: «Если есть выбор – анимация или жизнь, то выбирайте жизнь».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter