ЕС обещает Турции 3 млрд евро для решения вопроса с мигрантами

Мигранты в обмен на принципы

В Брюсселе на фоне категорически испортившихся российско–турецких отношений прошел саммит ЕС — Турция. И хотя саммит был запланирован несколько недель назад, а трагический эпизод со сбитым бомбардировщиком произошел совсем недавно, в воздухе, казалось, повис вопрос: какую позицию займет Европа, чью сторону примет? Европа, как обычно, исходила из главного эгоистического принципа: своя рубашка ближе к телу. В сию минуту Евросоюз не может справиться с наплывом мигрантов, значительная часть которых прибывает именно из Турции (одних только сирийских беженцев там почти 2,2 млн человек). Так что надо договариваться с Турцией, решила Европа. И бодро рапортует, что договорилась.


Накануне саммита (и задолго до инцидента с российским самолетом) председатель Европейского совета Дональд Туск говорил: «Мы должны сотрудничать с Турцией, потому что фактически у нас нет других опций». Ему вторил председатель Еврокомиссии Жан–Клод Юнкер, утверждавший, что Турция заслужила «не только наше уважение, но и нашу поддержку». Об отсутствии у Европы выбора и президент Эрдоган (который на саммит не приехал), и премьер–министр Давутоглу (который и представлял Турцию) прекрасно знают (и, заметим, для создания такой ситуации они немало потрудились). Знают они то, что ради решения вопроса с беженцами им многое будет прощено: и нарушения прав человека, и отсутствие свободы прессы, и постепенное превращение Турции из светского государства в исламское, и даже то, что в Сирии Турция, хотя и является членом антитеррористической коалиции, преследует исключительно собственные интересы (бомбит курдов, а не ИГИЛ). Европа обо всем этом знает, но готова закрыть глаза ради решения своих собственных тактических (а не стратегических, прошу заметить) задач. Под Ангелой Меркель впервые за десятилетие пребывания у власти зашаталось кресло, и в этой ситуации ей не до прав человека и свободы прессы в чужой стране.

На саммите ЕС — Турция заявлено о создании специального фонда в размере 3 млрд евро, которые ЕС в течение двух лет намерен передать Турции для решения проблемы с беженцами. В обмен Турция обещает построить центры для беженцев, принимать обратно тех из них, которые не получат убежища в Европе и закрыть свою на данный момент открытую границу. Сама Еврокомиссия выделит на эти цели 0,5 млрд евро, Германия, как ожидается, внесет полмиллиарда, Британия — 400 млн, а Франция еще 386 млн евро. Остальные страны о конкретных суммах пока не договорились, но Греция и Кипр уже категорически отказались выделить хоть что–то для турецкого правительства.

На фоне отмены безвизового въезда в Россию глава Еврокомиссии Жан–Клод Юнкер заявил, что свободный въезд в Шенген для граждан Турции может стать реальностью с осени 2016 года — если Анкара выполнит необходимые условия. (И от себя добавлю, если сам Шенген к тому времени еще будет существовать.)

Но самый большой «пряник» посулил Дональд Туск, пообещавший добавить «новой энергии» в переговоры о вступлении Турции в ЕС. Впервые заявку о вступлении в организацию, которая тогда называлась Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Турция подала в 1987 году. Последний раунд переговоров прошел три года назад, но не дал никаких результатов — в основном из–за нарушений свободы слова, отношения к религиозным и национальным меньшинствам (вспомните курдов) и наступления на права граждан. Категорически против вступления Турции в ЕС выступает Кипр, с мнением которого в Брюсселе вынуждены считаться. И несмотря на то что прежние опасения никуда не делись (скорее, даже укрепились), Юнкер возобновление переговоров о вступлении в ЕС в более благоприятных условиях все же обещает. Так что если кто–то (как я) до сих пор верил в то, что ЕС действительно отстаивает демократические права и свободы, того постигло жесточайшее разочарование (увы, не первое за последние месяцы): принципами всегда можно поступиться ради решения краткосрочных задач.

По данным ООН, сегодня в мире насчитывается около 60 млн вынужденно перемещенных лиц, но Европа со всеми своими принципами сосредоточена только на том миллионе, который пересекает ее границы.

...Знаете, какую недавнюю историю мне все это напомнило? Пять лет назад тогдашний руководитель Ливии Муамар Каддафи заявлял, что миллионы африканцев хотят уехать жить в ЕС и предлагал свою помощь в решении вопроса в обмен на несколько миллиардов евро. О многочисленных нарушениях основных демократических свобод, которые тогда имели место в Ливии, знали все, но Каддафи выслушали с вниманием, а Италия даже подписала соответствующий документ. Чем все закончилось, мы прекрасно знаем: Каддафи больше нет, мигранты из Африки все плывут и плывут в Европу через Италию... Посмотрим, как будут развиваться события в Турции.

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 232 (24862). Вторник, 1 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter