Между моралью и гегемонией

В Китае всерьез озабочены новой концепцией международных отношений...

В Китае всерьез озабочены новой концепцией международных отношений и в ее поисках обращаются не только к отцам–основателям современного Китая и его экономического чуда — Мао Цзэдуну и Дэн Сяопину, но и к понятиям, введенным Конфуцием. О морали и политике (или, точнее, об их несовместимости) говорят столетиями, но вот профессор университета Цинхуа и один из самых известных в Китае специалистов–международников Янь Сюэтунь уверен: без морального авторитета стране мировым лидером не стать.


Нынешнюю китайскую концепцию международных отношений определил Дэн Сяопин более 30 лет назад. Он считал, что Китай не должен быть ни для кого лидером (даже для развивающихся стран), не должен вступать в альянсы и союзы (даже с идеологически близкими государствами), не должен заниматься решением чужих проблем — то есть нужно максимально дистанцироваться от международных проблем и глобальных вопросов. Международные отношения нужны для того, чтобы создавать благоприятный внешний климат для решения внутренних задач. Спустя 30 лет ситуация в мире изменилась настолько, что, по мнению Янь Сюэтуня, Китаю пора от этой концепции отказаться. Настало время потягаться с Соединенными Штатами за сторонников и союзников.


Ученый полагает, что экономического расцвета Китай добился благодаря тому, что Дэн сменил идеологические установки своего предшественника Мао Цзэдуна: теорию классовой борьбы — на прагматичное, менее идеологически окрашенное и куда более понятное массам зарабатывание денег. Поэтому, делает вывод Янь, главное в достижении процветания — не экономика, как очевидно кажется, а твердость политического руководства.


Что нужно для достижения политического лидерства внутри страны или на международной арене? Моральный авторитет. Не только человек может им стать, но и целая страна. Для привлечения сторонников и союзников Китаю необходим именно такой авторитет — более весомый, чем у Соединенных Штатов. А конкурировать придется именно с ними: Янь Сюэтунь (а за ним, похоже, и вся китайская внешняя политика) не верит в возможность построения многополярного мира. В ближайшие 10 — 15 лет мир станет биполярным, и в нем будут две реальные и в общем–то противостоящие друг другу силы — Соединенные Штаты и Китай. Остальные участники международного процесса будут выбирать лагерь.


Древние китайские мыслители были уверены в том, что в мире есть три типа управления: 1) власть народа (не путать с демократией), 2) гегемония, 3) тирания. И с точки зрения достижения материального благосостояния они могут быть одинаково эффективны. Но сильно различаются по моральности. Власть народа опирается на доверие своего народа и соседних стран, гегемонизм сражается за союзников и друзей, применяя двойные стандарты: одни — к союзникам, другие — ко всем остальным. Что все мы, собственно, и наблюдаем в международных отношениях. И правительственные войска, и войска НАТО убивают в Ливии мирных граждан. Но нас при этом упорно убеждают, что Каддафи — преступник, а войска НАТО — благо для народа. Бороться с двойными стандартами, по мнению Янь Сюэтуня, занятие бессмысленное: они существовали и будут существовать всегда. Сильные устанавливают собственные стандарты.


Вопрос, какое лидерство предложит миру Китай? «Многие опасаются, что это будет тирания, — считает китайский ученый. — Но мы должны дать миру главный посыл: наше политическое лидерство будет не таким, как американское». Богатство не делает людей моральными, а страны авторитетными. Авторитарными — может быть, авторитетными — не обязательно. «То, что нужно нашему обществу, — не деньги, а мораль, — уверен Янь Сюэтунь. — Если этого не будет, мы никогда не выиграем битву с США. Потому что никто не поверит, что страна, одержимая деньгами, может быть лучше других». Так что программа китайской внешней политики на ближайшее десятилетие — завоевать друзей больше, чем у Соединенных Штатов: «Что нам для этого нужно доказать, так это то, что мир станет лучше при нашем лидерстве, чем при американском».


Конечно, это лишь одна из концепций и новых теорий. Но любопытная и вполне показательная. В нее прекрасно вписываются и отношения Китая с африканскими странами, и с соседними, и скупка долговых обязательств европейских стран, и показное невмешательство во внутренние дела Ливии или Судана. Китай стал довольно–таки сильным экономически (хотя сила эта еще недостаточно устойчива, по признанию даже премьер–министра Вэнь Цзябао), чтобы крепко задуматься о новом мировом порядке. Потому что тот порядок, который предлагают США, много кого в этом мире не устраивает.


Древние китайские мыслители были уверены в том, что в мире есть три типа управления: 1) власть народа (не путать с демократией), 2) гегемония, 3) тирания. И с точки зрения достижения материального благосостояния они могут быть одинаково эффективны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter